Пресс-конференция

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Пенсионная реформа

11:24 16.10.2003 - 15:25 21.10.2003


В стране идет пенсионная реформа. Новая система пенсионного обеспечения, которую называют одной из самых прогрессивных в мире, она применяется лишь в некоторых наиболее развитых странах Европы. Многие жители области уже получили письма из Пенсионного Фонда о том, что они могут выбрать себе Управляющую компанию и передать ей свои накопления. Как быть, какую компанию выбрать, можно ли этому верить или нас в очередной раз обманут?

Артур

Друзья! Мы начинаем пресс-конференцию. В ней принимает участие заместитель председателя комитета по социально-культурному законодательству областного парламента Татьяна Александровна Юртаева. Прежде чем передать "прямой эфир" Татьяне Александровне традиционный вопрос - Могут ли журналисты использовать материалы пресс-конференции в своей работе?

Юртаева

Да, конечно.

Артур

Тогда вам слово

Юртаева

Здравствуйте! Я готова отвечать на ваши вопросы по заданной теме.

Вера

Так ли нужна пенсионная реформа? Не лучше ли вернутся к порядку десятилетней давности, когда и пенсии платили вовремя и прожить на них было можно?

Юртаева

Несмотря на внешнее благополучие с пенсионным обеспечением в недалеком прошлом, вернуться к прежнему порядку нельзя. Главной проблемой любой пенсионной системы является достижение сбалансированности доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Однако, уже к концу 80-х годов стало очевидно, что действующая пенсионная система не в состоянии справляться с возложенными на нее функциями. Развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 90-х годов свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем. В середине 90-х годов пенсионная система стала испытывать кризисные явления. Так, нарушался принцип зависимости размера пенсии от трудового вклада пенсионера, наблюдалось резкое снижение уровня жизни пенсионеров, так как минимальный размер пенсионного обеспечения отставал от прожиточного минимума. Наблюдалось снижение влияния <зарплатного фактора> на размер назначенной пенсии, поскольку увеличивался удельный вес компенсионно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии. Налицо была разбалансированность бюджета пенсионного фонда России по причине роста расходов на многочисленные виды выплат, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей. Имелась и проблема неурегулированности финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости. Таким образом финансовый кризис пенсионной системы углублялся, что проявлялось в расширении расходной части бюджета пенсионного фонда и резком сокращении доходной его части. Практика последних лет показала также наличие значительного числа неэффективных элементов в организационной схеме управления. Неслучайно предприняты меры соединения функций сбора и расходования пенсионных средств между Пенсионным фондом и органами социальной защиты. Все эти проблемы сделали неизбежной необходимость реформирования пенсионной системы России.

Алексей

О пенсионной реформе говорится уже лет 5-6 лет не меньше. Когда же люди почувствуют положительную отдачу от действий властей?

Юртаева

Да, действительно. Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ была утверждена постановлением Правительства РФ от 7.08.1995 г. № 790 <О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ>. Затем был принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию ее положений. Так, в 1996 г. вступил в силу ФЗ <Об индивидуальном (персофицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования>, на основании которого создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы. Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с ориентацией на использование лицевых счетов. В мае 1997 г. в Закон РФ <О государственных пенсиях в Российской Федерации> внесены изменения, предусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсии и их перерасчете на основе данных индивидуальных лицевых счетов. Федеральным законом <О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий> предусмотрен переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуального коэффициента для каждого пенсионера. На тот период данные изменения пенсионного законодательства воспринимались революционными. Однако, это были лишь первые шаги на пути реформирования пенсионной системы. Все мы помним, что после начала пенсионной реформы получила развитие система негосударственного пенсионного обеспечения. Причем это происходило в условиях отсутствия нормативной правовой базы, в условиях отсутствия адекватной системы регулирования их деятельности. Все это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и низком уровне доверия к ним населения. И эту проблему также следовало решать. Сегодня мы имеем ФЗ <О негосударственных пенсионных фондах> от 7.05.1998 г.

Габитус

Если у меня действительно есть право выбора, могу ли я обратиться с просьбой (куда именно?), чтобы с меня не исчисляли пенсионные взносы, в ответ на что обязуюсь не иметь в последствии претензий к государству?

Юртаева

Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в России установил основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ. Согласно данного закона пенсионное страхование в РФ является обязательным (!). При этом согласно ст. 14 данного закона, на страхователя возложена обязанность (!) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет пенсионного фонда. Указанным законом застрахованные лица не наделены правом неуплачивать пенсионные взносы.

Владимир

Нужны ли в нашей стране негосударственные пенсионные фонды, учитывая то, что не решены многие вопросы социальной политики, в том числе достойной оплаты за труд, достойной трудовой пенсии и т.д?

Юртаева

Законодатель этот вопрос решил положительно, приняв выше названный Закон. В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников, а именно: из государственных средств (в рамках государственного социального обеспечения), из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионного страхования), из средств страховых компенсаций и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования). Негосударственные пенсионные фонды для России - это новый социально-финансовый институт. Однако уже сейчас можно говорить, что данный институт прижился в нашей стране. Не надо забывать, что правовая основа деятельности негосударственных пенсионных фондов содержится в Конституции РФ, где в ст.39 провозглашено, что в РФ поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Сейчас в разных источниках называется цифра 50 млр. рублей якобы аккумулированные в негосударственных пенсионных фондах и свыше 4 млн. человек являются участниками негосударственных пенсионных фондов, а свыше 330 тыс. пенсионеров уже получают дополнительные негосударственные пенсии.

Ника

Чего нам ждать от дальнейшего реформирования пенсионной системы?

Юртаева

Социально-экономическая ситуация заставляет органы государственной власти искать пути решения пенсионного вопроса. В стране растет число пенсионеров, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. Временная нормализация финансовой ситуации в период 2000-2007 г.г., в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов, не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность пенсионной системы. Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к комбинированной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют положительные механизмы финансирования пенсий. Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями. 20 мая 1998 г. постановлением Правительства РФ № 463 одобрена Программа пенсионной реформы в РФ. В ней приведена своя градация уровней смешанной системы: государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию. Оно должно финансироваться из федерального бюджета; государственное пенсионное страхование (ведущий элемент системы). Пенсии будут выплачиваться в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Финансироваться этот уровень должен за счет текущих поступлений в ПФ, средств полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, инвестиционного дохода от размещения накапливаемых средств. И третий уровень - это дополнительное пенсионное страхование. Этот уровень предусмотрен сверх государственного пенсионного страхования и будет доступен не всем россиянам, а только тем, кто сам или работодатели добровольно отчисляли за него дополнительные взносы. А в случаях, установленных законодательством (скажем, в профессиональных пенсионных системах), работодатели обязаны делать определенные страховые взносы. 17.04.2001 г. Правительство РФ одобрило очередную Программу пенсионной реформы в РФ. В ней содержится оценка современного состояния пенсионной системы, предусмотрены основные направления реформы пенсионной системы, структура пенсионной системы, а также имеются разделы, посвященные формированию финансовых ресурсов пенсионной системы, инвестированию пенсионных накоплений, развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета, развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения и страхования. В развитии Программы реформирования пенсионной системы в настоящее время уже приняты базовые федеральные законы, регулирующие отношения в области пенсионного обеспечения. Так, принят ФЗ <О государственном пенсионном обеспечении в РФ> от 15.12.2001 г., который устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Принят ФЗ <Об обязательном пенсионном страховании в РФ> от 15.12.2001 г., который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Принят ФЗ <О трудовых пенсиях в РФ> от 17.12.2001 г., который устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Следует отметить, что со дня вступления в силу ФЗ <О трудовых пенсиях в РФ> утратили силу Закон РФ <О государственных пенсиях в РФ> и ФЗ <О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий>, а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону <О трудовых пенсиях в РФ>.

Габитус

Гаким образом глсударственная власть намерена защищать интересы будущих пенсионеров от недобросовестных управляющих компаний? Или ожидается повторение МММ, Сбербанка и т.д.

Юртаева

Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации. Предусмотрен ряд механизмов, направленный на защиту интересов будущих пенсионеров: а) создание уполномоченного Федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. На данный орган возложен ряд функций, осуществление которых позволит контролировать деятельность управляющих компаний (ст.7), б) предусмотрен общественный контроль через создание общественного совета (ст.8), в) предусмотрен аудит субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, г) механизм обязательного страхования риска своей ответственности управляющими компаниями.

Одинокий

Основная проблема, на мой взгляд, - отношения "работодатель-работник". Как может сотрудник заставить работодателя показывать и делать отчисления с "белой" зар. платы?

Юртаева

Я понимаю, что проще сказать - не получайте деньги в конвере, но знаю о зависимости от работодателя. Могу сказать, что это возможно лишь через пересмотр подходов к налогообложению работодателя. На повестке дня эта проблема давно стоит и разрешение ее зависит от правительства и Государственной Думы

LFF

Хотелось бы знать, насколько верно данное заявление:"....победившим в конкурсе УК нет необходимости бороться за клиентов. Инвестирование пенсионных накоплений - дело длительное. Меж тем в 2004-2005 г. в этой сфере произойдут перемены, которые превратят только что завершившийся конкурс в пустую формальность. УК получили право распоряжаться средствами Пенсионного фонда России. Меж тем через год на рынок выйдут негосударственные пенсионные фонды (НПФ). И, скорее всего, конкуренции между ними не будет. Олигархи договорятся и поделят накопительные части пенсий между собой. В результате накопления тех, кто работает, скажем, в <Газпроме>, достанутся НПФ газового монополиста. Нетрудно предположить, что и распоряжаться ими будет компания <Лидер> - нынешний управляющий. Аналогичным образом будут инвестироваться средства <Альфа-Групп>, ЛУКОЙЛа, ЮКОСа и прочих грандов российского бизнеса. Остальные средства - 50-60% - достанутся ВЭБу." Спасибо.

Юртаева

Негосударственные пенсионные фонды будут управлять только дополнительными финансовыми средствами, которые поступают через добровольное пенсионное страхование. А управляющие компании управляют средствамигосударственного пенсионного фонда, в которые поступают средства по обязательному пенсионному страхованию. Кроме этого на рынке всегда будет конкуренция, тем более за такие большие деньги поступающие ежемесячно.

Одинокий

Татьяна Александровна, мне, например, до пенсионного возраста осталось еще (или уже) 20 лет, если доживу. Все, что накопилось и проинвестировалось - эту сумму я не смогу получить сразу - ее разделят на 228 месяцев (как в законе) - "срок доживания", и будут выплачивать частями. А если я не доживу или - не известно сколько проживу, после выхода на пенсию, что тогда будет с МОИМИ деньгами?

Юртаева

Живите долго и счастливо, но если не дай Бог, что-то случится с вами, то все ваши накопления перейдут к вашим правопреемникам. А если таковые отсутствуют, то все ваши накопления переходят в ПФ.

Рада

Татьяна Александровна, скажите, кто в соответствии с ФЗ <О государственном пенсионном обеспечении в РФ> имеет право на пенсию по госу-дарственному пенсионному обеспечению, а кто имеет право на трудовую пенсию в соответствии с ФЗ <О трудовых пенсиях в РФ>?

Юртаева

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане. Причем в ст.1 Закона предусмотрено, что пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ <Об обязательном пенсионном страховании в РФ>, при соблюдении ими условий, предусмотренных ФЗ <О трудовых пенсиях в РФ>. По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Габитус

Татьяна Александровна, спасибо за ответ. Но что лично вы думаете о нашей "свободе" распоряжаться собственными заработанными деньгами? Если Закон лишает нас этого права, то может быть он плох и его надо видоизменять. Есть же еще и конституционные права...

Юртаева

Кстати, застрахованное лицо вправе в порядке установленном Федеральным Законом, о котором я уже сказала выше, отказаться от накопительной части трудовой пенсии из пенсионного фонда и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета (это то письмо, которое вы получили из Пенсионного фонда) в негосудаственный пенсионнный фонд с 1 января 2004 года. Естественно, как любой новый закон он потребует в дальнейшем доработки, так как жизнь выявит неучтенные нюансы.

LFF

Здравствуйте. Хотелось бы узнать список банков, уполномеченных заверять подпись на заявлении. Спасибо.

Юртаева

Пенсионный фонд России (ПФР) заключил соглашения с 12 банками об удостоверении подписей гражданна их заявлениях о передаче пенсионных накоплений в управляющие компании (УК)). Это: Автобанк, Альфа-банк, Внештогрбанк, Газпромбанк , Банк Ингосстрах-Союз, МДМ-банк, банк Менатеп Санкт-Петербург, банк Москвы, Первое ОВК, Росбанк, Петрокоммерц, Сбербанк. Перечень управляющих компаний, с которыми ПФР заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений: ЗАО <Национальная управляющая компания>, ООО <Управляющая компания <Регионгазфинанс>, ЗАО <Солид Менеджмент>, ООО <Управляющая компания <РН-траст>, ЗАО <Управляющая компания <Золотое сечение>, ЗАО <Управляющая компания паевыми инвестиционными фондами <Монтес Аури>, ЗАО <Управляющая компания НИКойл>, ОАО <Управляющая компания НИКойл-Сбережения>, ЗАО <Управляющая компания <Аналитический центр>, Общество с ограниченной ответственностью <Управляющая компания <Мономах>, ООО <Промышленные традиции>, ЗАО <Управляющая компания Тринфико>, ЗАО <Управляющая компания <Ермак>, ООО <Управляющая компания <Альфа-Капитал>, ООО <Интерфинанс>, <Управляющая компания <Капиталъ>, ОАО <Управляющая компания <Система-Инвестментс>, ЗАО <Управляющая компания <Тройка Диалог>, ЗАО <Регион Эссет Менеджмент>, ООО <Управляющая компания НПФ>, ООО <Управляющая компания <Атон-менеджмент>, ООО <Компания по управлению инвестициями <Ямал>, ООО <Управляющая компания <Метрополь>, ООО <Управляющая компания <Агана>, ООО <Управляющая компания <Доверие Капитал>, ОАО <Управляющая компания <Пифагор>, ЗАО <Металлиинвесттраст>, ООО <Управляющая компания <НВК>, ЗАО <Управляющая компания <Лидер> (Компания по управлению активами пенсионного фонда), ЗАО <Паллада Эссет Менеджмент>, ООО <Управляющая компания <Парк Авеню Капитал>, ООО <Управляющая компания <Вика>, ООО <Фондовая Управляющая Компания <Профессионал>, ООО <РБ Эссет Менеджмент>, ООО <Управляющая компания <Портфельные инвестиции>, ЗАО <Объединенная Финансовая группа Инвест>, Общество с ограниченной ответственностью <Управляющая компания <Петровский Фондовый Дом>, ООО <Управляющая компания < Менеджмент Инвестиции Развитие>, ЗАО <Управляющая компания АВК <Дворцовая площадь>, ООО <Управляющая компания <СИС>, ООО <Управляющая Компания <Русэнерго>, ЗАО <Санкт-Петербургская Центральная Управляющая Компания>, ОАО <Управляющая компания <Алемар>, ООО <Управляющая Компания Негосударственными Пенсионными фондами <Ростовская Трастовая Компания>, ЗАО <РТК Инвест>, ЗАО <Пиоглобал Эссет Менеджмент>, ООО <Управляющая компания <Аккорд Эссет Менеджмент>, ООО <Управляющая компания <Промышленно-строительного банка>, ЗАО <Управляющая компания <Брокеркредитсервис>, ЗАО <Управляющая компания <Интерфин Капитал>, ОАО <Креативные инвестиционные технологии>, ООО <Управляющая компания <Базис-Инвест>, ООО <Управляющая компания <Инвест-Центр>, ООО <Компания по управлению инвестициями <НационалЪ>.

Елена

Если выбранная мною управляющая компания прогорит или исчезнет с горизонта, а с ней и мои накопления, позаботится ли обо мне государство? Куда мне в таком случае идти: в следующую управляющую компанию?..

Юртаева

Уважаемая Елена, я уже выше ответила на этот вопрос

Сергей

Для работающих военных пенсионеров что-нибудь изменится?

Юртаева

Пенсионная реформа коснется лишь мужчин не старше 1953 года рождения и женщин - 1957 г.р.

Одинокий

Спасибо, Татьяна Александровна! Всем нам - долгой и счастливой жизни! Но, я читал, что вопрос - перехода накоплений к правопреемникам - очень не внятно прописан и его положительное решение - очень сложный процесс. Да и деление накоплений на 228 частей, с помесячным получением - как-то не радует.

Юртаева

Я вас понимаю, но сегодня мы имеем то, что имеем. После года работы высветятся слабые и сильные стороны этой реформы.

Natali

Из чего складывается трудовая пенсия в соответствии с новым законодательством?

Юртаева

Надо отметить, что трудовые пенсии предусмотрены разных видов, а именно: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из трех частей: базовой части, страховой части, накопительной части. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой части и страховой части.

Скон

Как рассчитывается размер пенсии?

Юртаева

Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 598,02 рублей в месяц. Для отдельных категорий граждан размер базовой части предусмотрен более высокий. Размер страховой части трудовой пенсии определяется, исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости и количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев). Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется, исходя из суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости и количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии.

Питер

В развитии пенсионной реформы в последнее время принимались и другие федеральные законы. Каковая их роль в реформировании пенсионной системы?

Юртаева

Кроме уже отмеченных выше законов были приняты ФЗ <Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ>, который устанавливает порядок управления средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) и Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы действуют на основании этого закона. Принят очень важный Закон <Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ>. Этим законом установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Кроме этого он определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Посетитель

где можно подать заявление о выборе управляющей компании

Юртаева

Заявление о выборе Управляющей компании для перевода средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица подается в пенсионный фонд один раз в год до 31 декабря. Заверяется у нотариуса или в вышеперечисленных банках или в самом пенсионном фонде. Не обязательно областном - можно в его филиалах.

Одинокий

Какой порядок пересмотра размера базовой части трудовой пенсии?

Юртаева

Базовая часть трудовой пенсии, так называемая социальная пенсия, практически приравнивается в минимальной заработной плате, размер которой устанавливается федеральным законом.

Юртаева

Спасибо за вопросы. Очень интересно было общаться, тем более, что для меня это впервые. Увы, время пресс-конференции подошло к концу. До свидания.

 
вверх