Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Образование третьего поколения

[19.06.2011 / 07:55]

      В этом году в России завершается переход к двухступенчатой системе образования. Согласно новым правилам, подготовка специалистов в вузах будет разделена на два этапа бакалавриат и магистратуру. Несмотря на то, что процесс перехода на новую систему длится в стране уже более 7 лет, многие вузы не торопились готовить бакалавров. Телеинформ узнал, в чем причина длительного перехода, в каких вузах Иркутска можно будет получить степень магистра и как относятся к новациям представители преподавательского сообщества.
       Двухуровневая система высшего образования была принята в России после ее вступления в Болонский процесс. Главной ее задачей ставится вхождение в систему образования, принятую в большинстве стран мира, а значит, и взаимное признание дипломов высших учебных заведений разных стран, напоминает информцентр Высшей школы экономики. До 1993 года в нашей стране существовала только одна ступень высшего образования, подразумевавшая 5 или 6 лет обучения, по результатам которой выпускник становился дипломированным специалистом. Сейчас же высшая школа окончательно уходит от системы привычного с советских времен специалитета, и переходит на две ступени высшего образования. Первая из них – бакалавриат, обучение в котором длится четыре года.
       Первые два года обучения в бакалавриате практически не отличаются от программы специалитета – студенты получают общие базовые знания, необходимые для работы в будущей профессии, однако следующие два года разительно отличаются. Подготовка специалиста подразумевает более глубокое изучение предметов, притом узкоспециальных. Бакалавр же получает более общие знания, что позволяет ему при необходимости после получения диплома перейти в смежную профессию. Тем не менее, диплом бакалавра является документом о высшем образовании, и выдавать его могут только высшие учебные заведения. Диплом бакалавра позволяет выпускнику работать по специальности и занимать должности, требующие высшего образования, а также продолжить свое обучение в магистратуре. Обучение на степень магистра длится два года и предполагает углубление теоретических знаний о профессии, а также подготовку к будущей научной и преподавательской деятельности.
       Специалисты министерства образования России считают, что магистратура – более гибкая система обучения, которая дает возможность будущему магистру самому выбирать себе предметы, а значит, и подстраивать учебный план под свои профессиональные потребности.
       Однако декан факультета журналистики ИГУ Анатолий Собенников считает, что подход «бакалавр-магистр» лишает образование фундаментальности: «В прежней системе существовали свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести недостаточную гибкость. То есть по окончании пятилетнего обучения на выходе мы получали узкого специалиста, которому было сложно переквалифицироваться. Однако безусловным плюсом системы является то, что выпускник за пять лет обучения получал не только все необходимые теоретические знания, но и получал возможность практики, достаточной для будущей работы на производстве. То же, что нам предлагают сейчас, может лишить нас фундаментальной науки как таковой. Бакалавриат хорош для чисто прикладных специальностей, однако когда речь идет о более глубоком изучении предмета, о развитии науки – здесь степень бакалавра не поможет. За четыре года студент получает прикладные знания, необходимые для работы, не углубляясь в науку. То же самое получается и с магистратурой, которая, казалось бы, должна делать акцент на научный подход к профессии. Согласно новым правилам, поступить в магистратуру может любой, кто имеет степень бакалавра в определенном направлении, которые сейчас значительно расширились. Получается, что, не имея должного фундамента, человек имеет возможность получить высокую степень магистра в какой-либо области всего лишь за два года».
       Но существует и другое мнение. «Я не вижу никакой проблемы, – говорит проректор по учебной работе ИрГТУ Николай Буглов, – и нет повода считать, что качество образования пострадает от перехода на новую систему. Следует отметить, что кроме программ с двухуровневой системой подготовки по ряду направлений сохраняется моноуровневая с квалификацией «специалист». В ИрГТУ в 2011 году вместо 76 образовательных программ, на которые осуществлялся набор студентов в прошлом году, будет начата реализация основных образовательных программ по 45 направлениям, причем специалитет сохраняется по шести направлениям. В ИрГТУ переход на уровневую систему образования прошел спокойно, мы к нему начали готовиться давно. Нами разработаны основные образовательные программы по 39 направлениям баклавриата, 6- специалитета и 19 – магистратуры. При их создании мы постоянно консультировались с нашими компаниями – партнерами по вопросам включения тех или иных дисциплин в учебные планы. Считаем, что при таком тесном взаимодействии с нашими работодателями, как на этапе разработки, так и при реализации образовательных программ, переход на новую систему высшего профессионального образования не вызовет каких-либо негативных последствий на качество подготовки выпускников".
       Кроме того, многим специалистам неясно, что будет с ранее принятой у нас в стране системой образования. Болонский процесс, охвативший Европу, не предполагает наличие еще одного звена между магистром и доктором наук. В России же существует степень кандидата наук, и ее судьба неизвестна по сей день. Также неясно, будет ли зависеть заработная плата работника от его ученой степени, как это обстоит сейчас с кандидатами и докторами наук, находящимися на государственной службе.
       Цель реформы образования – это, безусловно, не только попытка изменить систему к лучшему и присоединиться к Европе для взаимного признания дипломов. В первую очередь это – сокращение бюджетных затрат. «Государство сейчас понимает, что, тратя большие деньги на бюджетные места в вузах, оно получает очень маленький эффект. В основном это происходит из-за того, что выпускники не идут работать по специальности, – комментирует министр образования Иркутской области Виктор Басюк, – Поэтому в рамках реформы образования сегодня стоит главный вопрос оптимизации средств, направляемых на обучение. Тем не менее, вузы могут развивать обучение на платной основе, поэтому говорить о меньшей доступности высшего образования нет смысла».
       Прием документов для поступления в вузы Иркутска начнется 20 июня. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что количество бюджетных мест в вузах не уменьшилось по сравнению с прошлым годом. На сегодняшний день количество мест, финансируемых за счет государства, в ИГУ составит 767 (717 – в бакалавриат и 50 – в магистратуру), в БГУЭП – 574 (349 – в бакалавриат и 225 – в магистратуру), в ИРГТУ 1964 (1504 – в бакалавриат и 460 – в магистратуру). Однако Анатолий Собенников отмечает общее снижение количества бюджетных мест на гуманитарные специальности: «Общая тенденция реформы образования – сокращение возможности получать высшее образование. В первую очередь это касается гуманитарных профессий. В то числе, в нашем вузе за последние два года количество бюджетных мест на изучение гуманитарных специальностей сократилось на 50%. Такая же тенденция наблюдается и в других провинциальных вузах страны».
       Несмотря на то, что многие вузы только в этом году переходят на двухступенчатую систему, и, соответственно, не имеют собственных выпускников-бакалавров, бюджетные места в магистратуру открыты в каждом из крупных высших учебных заведений города. Учебные заведения высшей школы могут принимать в магистратуру студентов, получивших степень бакалавра в других учебных заведениях, в том числе, иностранных.
      
       ИА «Телеинформ»
Категории:  Наука
 
вверх