Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Венец удачного сезона

[15.12.2017 / 11:16]

Встав на шкуру медведя, эвенкийский мужчина обретает духовную силу, женщина - плодовитость и здоровье

Пожалуй, впервые за многие годы в сельском клубе было немноголюдно. Как признались жители, все ждали Бэйсэна - праздника охотника. Ради такого события промысловики выходили из леса.

Говорят, не нашлось средств на проведение Бэйсэна, жаль, но, может, весной... по последней дороге. Хотя это уже не то будет, мужики привыкли отмечать окончание сезона в конце ноября.

В Вершине Тутуры национальная культура только начинает возрождаться. Заведующая местным клубом Вера Хорищенко считает, что ситуация изменилась буквально в последние лет семь.

- Мы ведь еще недавно толком не знали своего языка, так, какие-то отдельные выражения или приметы. Помню, как мы с отцом, готовясь к празднику охотника, слово «бэйсэн» в словаре искали (улыбается). А сейчас у нас и при клубе, и в школе работает национальная мастерская, шьем с детьми одежду, обереги, работаем с берестой, и даже эвенкийский язык детям в школе преподают именно на нашем верхнеленском говоре. Мы совершили большой прорыв, считаю, будим свою родовую память, - стряхивает Вера ворсинки меха с костюма жениха.

Костюм для проведения обряда эвенкийской свадьбы Вера закончила шить в четыре утра. Подвели друзья-иркутяне: обещали отправить настоящий, сшитый мастером, с соблюдением исконно эвенкийских традиций. Но пришлось самостоятельно восстанавливать образы и жениха, и невесты, и сюжетную линию самого обряда. В Интернете, даже при его наличии (в селе нет связи, лишь у некоторых спутниковые телефоны), информации о проведении обрядовых эвенкийских праздников практически нет. Заведующая клубом накануне год читала специализированную литературу, смотрела видео туринских свадеб (эвенков Красноярского края), опиралась на рассказы родителей о жизни предков и привносила в сюжет элементы обычаев эвенков Верхнеленья.

Обряды очищения, окуривания, кормления огня, повязывание ленты на священный для эвенков кедр, ритуальный танец ёхорье… В действо, развернувшееся в центре села, у трех эвенкийских юрт, вовлекли всех гостей, прибывших из областного и районного центров.

- Главным для эвенков всегда было продолжение рода, поэтому обряд Балдэвми кэрэгэн (в переводе означает «образование новой семьи». - Авт.) пройти была достойна только уже беременная эвенка, а если ей не удавалось, то эвенк менял эту женщину на другую, - рассказывает ведущая.

Интересоваться реальным положением дел невесты, коренной тутурчанки Светланы Житовой, присутствовавшие постеснялись, но национальную зыбку, которую принято дарить на эвенкийских свадьбах и передавать из поколения в поколение, молодым все равно вручили. Подобные и в современное время можно встретить в домах эвенков. Причем применяются они исключительно по назначению, а не висят для антуража. Зыбке эвенков Щаповых, к примеру, уже 75 лет, всех детей семьи в ней качали.

Огонь костра в центре настоящего эвенкийского чума согрел почетных гостей обряда, именно им по закону Малу положено самое удобное место в юрте, а потому хакин (печень), кэрэмун (белку), инни (язык) отведали в первую очередь приглашенные.

- Мы настолько впечатлены сегодня происходящим! По долгу службы видели разные свадьбы, но такую - никогда! Любой загс города Иркутска готов в ответ встретить юных артистов эвенкийского села и их руководителя Веру Хорищенко в своих стенах. Будем рады принять без повода, в любое время года, - сказала в заключение начальник Центрального отдела службы ЗАГС города Иркутска Инга Трофимова.

 

Надежда Воложанинова

Фото автора

Копейка

 

Категории:  Коренные и малочисленные народы
 
вверх