Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Династия Гуляевых из Тайшета

[13.10.2018 / 13:44]

Филиал «Тайшетский» входит в тройку лучших подразделений ДСИО. По мнению директора предприятия Андрея Безруких, происходит это во многом благодаря тому, что в организации работают такие люди, как Вячеслав Анатольевич Гуляев. Трудовой стаж этого специалиста в дорожной службе почти четверть века - с 2001 года он занимает должность мастера по ремонту и эксплуатации дорог районного значения.

- Ранее водителем на нашем предприятии трудился отец Вячеслава, Анатолий Петрович, - рассказывает Андрей Безруких. - А недавно мы приняли на работу еще двух дипломированных специалистов, которые составляют уже третье поколение Гуляевых, - 24-летнего Андрея Вячеславовича и 20-летнего Руслана Вячеславовича. Главные качества, характеризующие представителей старшего поколения семьи Гуляевых, по моему глубокому убеждению, - это трудолюбие и ответственность. Такие люди не требуют контроля в процессе работы: им ставишь задачу на конечный результат и можешь быть уверен, что все будет выполнено в надлежащие сроки и с высоким качеством. Верю, и молодым ребятам, которые только-только начинают свою карьеру, будет присуща эта семейная черта.

 

Анатолий Петрович - глава семьи

 

Он появился на свет сразу после войны - в сентябре 1945 года. Был пятым, самым младшим ребенком в семье. Отец и мать родом с берегов Вятки, приехали в Сибирь с родителями во времена Столыпинской реформы. Жили в деревне Новокиевск, что в Нижнеудинском районе, недалеко от города Алзамая.

- Батя по молодости был неплохим охотником - добывал пушнину, мясо, - рассказывает Анатолий Петрович Гуляев. - Мать хозяйством занималась да детишек воспитывала. Потом грянула война. Отец воевал где-то под Ленинградом - был вторым номером пулеметного расчета. Получил серьезное ранение - попал на мину. Долгое время лежал в госпитале в Череповце. Потом - демобилизация и возвращение в деревню.

Именно он, Петр Сергеевич Гуляев, стал первым механизатором в нашей семье. Выучился на тракториста еще до войны и, когда во второй половине 40-х годов в деревню начала поступать техника, оказался в первых рядах по ее освоению. Сколько его помню, он все время на своем тракторе. Я, как только немного подрос, таскал ему обеды в поле, а пока он ел, садился за руль и пахал, боронил... А ведь мне к тому времени было лет 10, наверное. Отец не ругался - наоборот, подсказывал, учил.

После окончания семилетки мы с другом моим Витей поехали в Тулун - поступили в техникум. Потом я прикинул, что учиться нужно аж три или четыре года и все это время тянуть меня придется родителям с их мизерными доходами. «Давай-ка, Витек, - говорю, - завязываем это ученое дело, работать надо». В итоге подали документы в училище механизации - через год уже имели на руках корочки трактористов-комбайнеров.

Вернулся в родную деревню - меня сразу на трактор. Сезон отработал - и пахал, и сеял, и на уборочной комбайн прицепной таскал. Сверстники - в клуб на танцы, а я в полях и днюю, и ночую. Тут время идти на армейскую службу подоспело, а меня зимой от военкомата отправили учиться на водителя в Нижнеудинск. Потом - отсрочка и еще один сезон сельхозработ. Тогда ведь как было - чтобы в армию отпустили, нужно было писать соответсвующее заявление в правление колхоза. Мне же бронь продлили, посадили на ЗИС-5, тот, у которого кабина деревянная, а через дырки в полу дорогу видно, и оправили зерно возить.

В общем, хлебнул я колхозной жизни в первые годы трудовой деятельности изрядно. После армии, это получается в 1967 году, рванул в Тайшет - в городе как раз собирались строить металлургический комбинат, молодежь со всего региона стекалась. И вот полвека и живу в этих краях - женился, сын и дочь на свет здесь появились, дом построил.

К тому моменту у Анатолия Гуляева уже второй класс водительский был, а потому с трудоустройством проблем не было - в местном автотранспортном предприятии ему сразу выдали видавший виды автобус ПАЗ. Ну и пошло-поехало. В итоге задержался на этом месте работы почти на три десятка лет. На чем только не ездил - и на легковушках, и на тяжелых самосвалах всех существовавших в то время марок и модификаций!

- А вот вы помните такое чудо польского автопрома, как «Ныса»?! - с улыбкой продолжает свой рассказ Анатолий Петрович. - Вот и на этой машинешке довелось поездить. Она была оснащена рефрижератором - возил на ней по складам, столовым и магазинам всякую снедь. Потом пересел на самосвал. Первым был ЗИЛ - его я, можно сказать, своими руками собрал. Затем предприятие прикупило где-то стареньких КрАЗов, один мне выдали. Тогда я из командировок не вылезал - нас дорожники брали в аренду, отсыпали тогда трассы в самых разных местах Тайшетского и Чунского районов. Позже наша автобаза начала закупать новые КамАЗы - я трижды ездил в Нефтекамск за техникой, потом на ней же работал.

В 1994 году, когда наше автотранспортное предприятие начало разваливаться, я уже официально перешел в дорожную службу (тогда это было ДСУ). Первым объектом на новом месте работы для меня стал участок федеральной трассы Иркутск - Красноярск недалеко от Тайшета. Делали выемку грунта, срезали так называемый «тещин язык». Потом начинали дорогу на Чуну, асфальт по старому тракту укладывали... В общем, без дела не сидели. В 2006 году ушел на заслуженный отдых. Более 40 лет, получается, за баранкой провел. Сейчас вот наслаждаюсь жизнью пенсионера - огород, рыбалка, охота, грибы, ягоды...

 

Вячеслав Анатольевич - дорожных дел мастер

 

Особо выбирать свою профессиональную стезю Вячеславу не пришлось. С малых лет отец брал его в свои поездки; естественно, частенько и порулить давал, а потом, когда ноги стали доставать до педалей, и водить автомобиль научил. Так что после окончания школы он не раздумывая отправился в автотранспортный техникум в Красноярск. Учился с удовольствием, однако пребывание в большом городе несколько угнетало. Привык, говорит, к просторам, к свежему воздуху - с детства с отцом и на рыбалку, и на охоту ходил, жизнь свою без этого до сих пор не мыслит.

- В городе просто задыхался, - вспоминает Вячеслав. - Поэтому вопросов о смене места жительства у меня никогда не возникало. Получив диплом, сразу вернулся в родные края, устроился в автоколонну, где работал отец. Естественно, водителем. Молодой был, свободы хотелось. На своем ЗИЛе 130-м - первый парень на районе! По городу грузы возил, потом в колхоз отправили. В Джогино тогда со своей будущей женой познакомился. Года три проработал на автобазе, а в 1994 году в дорожное строительно-ремонтное управление ушел. На КамАЗе, КрАЗе, МАЗе работал, на УАЗе начальство возил. Ну а потом в управлении освободилась вакансия мастера, и меня, можно сказать, уговорили ее занять. Специалистов не хватало, а я как-никак с дипломом. Отвечал за бесперебойную работу дробилки, установленной в карьере в 30 км от города. Каждый день туда катался. В 2005-м мне в нагрузку дали еще дистанцию в Квитке, и в том же году, когда начали строить дорогу в обход Тайшета, меня назначили мастером на укладку асфальтобетона. Это, я вам скажу, был настоящий экзамен на прочность! Работали с утра до ночи практически без выходных. По 1200 тонн асфальта за день принимали. Укладчик практически не останавливался. Очередь из двух десятков самосвалов постоянно была. Семь километров дорожного полотна в три слоя шириной 9 метров за летний сезон уложили! До сих пор стоит.

Вот так и втянулся - почти два десятка лет уже занимаюсь эксплуатацией и ремонтом дорог Тайшетского района. Более 100 километров в моем ведении. Самый длинный участок на дороге Тайшет - Чуна - Братск (с нулевой отметки до 58-го км), потом Квиток - Борисово (21,5 км), подъезд к Тайшету на М-53 (10 км), Невельск - Малиновка (7,5 км), ну и еще несколько отрезков по мелочи.

Причастна наша бригада оказалась и к недавней большой стройке на дороге Тайшет - Чуна - Братск (участок со 117-го по 155-й км).

С братьями Вечкановыми - Алексеем и Александром, которые работают у меня уже не первый год, - мы приехали на объект одними из первых. Зимой в 40-градусный мороз прокладывали просеку, собирали сборные водопропускные трубы. Два месяца в экстремальных условиях работали. Потом на участок назначили постоянного начальника, прислали новую бригаду. Мы же вернулись назад, на основную работу.

Вячеслав Гуляев меж тем считается одним из главных в тайшетском филиале ДСИО специалистом по укладке асфальта. Учился, рассказывает, когда-то этому делу у рабочих с Украины, которые приезжали в Сибирь на заработки.

- На заре моей мастерской карьеры мы в Квитке по километру асфальта в год укладывали, - вспоминает Вячеслав Анатольевич. - Там и постигал все премудрости. Казалось бы, ничего сложного - засыпал асфальт в укладчик, разложил, потом прошелся по нему катком и все. Но нюансов очень много. Нужно уклон соблюдать, толщину держать, смотреть, чтобы на поверхности ям и бугров не было. Катком, кстати, по технологии семь раз нужно проехать по одному месту для нормального уплотнения. Я, честно скажу, люблю работать с асфальтом - сам укладчиком нередко управляю. Иногда чувствую себя художником...

Совпал с профессией на все сто, говорит про себя Вячеслав Гуляев. Неудобство только одно - про летний отдых можно забыть. На Байкал с семьей так и не могут выбраться, хотя вроде и недалеко живут. Отпуск же он чаще всего проводит в лесу, на охоте.

- Вот сейчас снежок первый выпадет, буду просить у начальства пару недель, - улыбается Вячеслав Анатольевич. - Соскучился уже. В лесу чувствую себя как дома. Охота - это, можно сказать, образ жизни, любимое хобби. Кстати, я и мои товарищи, скажем так, правильные охотники. На машине по лесу и дорогам не гоняем, всегда тропим: пока снег небольшой - пешком, потом - на лыжах.

 

Андрей и Руслан - продолжатели семейных традиций

 

С недавних пор в штате тайшетского филиала Дорожной службы Иркутской области появились еще два дипломированных специалиста по фамилии Гуляевы - механик Андрей Вячеславович и дорожный мастер Руслан Вячеславович. Оба - выпускники Красноярского автотранспортного техникума. Того самого, который в свое время окончил их отец.

Старший из братьев, Андрей, свою первую зарплату в филиале получил в 18-летнем возрасте — в 2012 году, еще будучи школьником, отработал на каникулах сезон дорожным рабочим. Год спустя, уже будучи студентом техникума, снова лето провел на дороге. Потом приехал на ставшее уже родным предприятие на практику - работал слесарем, водителем. Получив диплом, ушел в армию, а после окончания службы был принят на должность механика.

- Я на автомеханика и учился в Красноярске, - говорит Андрей. - Мог, наверное, и в какой-нибудь сервис податься, но как-то прикипел к дорожной службе - здесь все свое, родное, многих работников знаю с детства. Отец, опять же, рядом - всегда подскажет, поможет. Первое время было тяжеловато. Но потом, с опытом, все вошло в норму. Сейчас вот заочно получаю высшее образование. Желания уехать? Нет. Никогда об этом не даже думал. Меня в Тайшете все устраивает, включая и любимую работу.

Руслан еще в детстве заявил родным, что станет дальнобойщиком. Отговаривать его никто не стал. Наоборот - помогали приблизиться к этой мечте. Велосипед купили, мопед... Потом и «Жигули», на которых его дед учил ездить.

- Желание стать дальнобойщиком не пропало, - рассказывает Руслан. - Нравится сама дорога. Путешествие. Романтика, одним словом. Но это в далекой перспективе. Пока решаем насущные задачи. В этом году вот окончил техникум, устроился на работу, набираюсь опыта, а впереди служба в армии. В дорожной службе уже и слесарем работал на практике, и водителем. Сейчас должность очень ответственная - в моем ведении 8 участков  автодорог протяженностью от 3 до 20 километров, необходимо содержать их в соответствии с нормативными требованиями - ставим знаки, косим траву у дороги, красим бордюры, следим за исправностью дорожного полотна. После армии собираюсь вернуться на предприятие.

 

Династия - подарок для предприятия

 

- Для любого руководителя, что уж говорить, династия на предприятии - это удобно, - поясняет глава тайшетского филиала Дорожной службы Иркутской области Андрей Безруких. - Когда работники связаны семейными узами, мне, как руководителю, признаюсь, легче работать. Вот смотрите, разве я взял бы молодого парня, только-только окончившего техникум, совершенно без опыта, на весьма ответственный участок работы? Но здесь есть ссылка на то, что Вячеслав поможет, научит, а когда надо будет, и спросит. 

И потом, у них четкая взаимозаменяемость - в случае чего Руслан не откажет в помощи отцу, а тот в сложной ситуации никогда не бросит сына. Или, к примеру, Андрей - разве он будет спустя рукава ремонтировать технику, зная, что ей предстоит работать во благо отца и брата? Они ж ему потом все в семейном кругу выскажут. И таких нюансов очень много. Кстати, Руслан за эти несколько месяцев показал себя с очень хорошей стороны. Главное, что он продолжает учиться, впитывает в себя секреты мастерства, которыми с ним делятся опытные работники. Уже решено, что вакансия мастера будет закреплена за ним на время его службы в армии - специалиста на это место возьмем только на время его отсутствия.

 

Максим Черниговский, генеральный директор Дорожной службы Иркутской области :

«2018 - юбилейный год для Дорожной службы Иркутской области. Нам исполнилось 80 лет. Это огромное предприятие!

17 филиалов, разбросанных по региону, 1200 километров дорог на обслуживании, мосты, тоннели, сотни единиц техники. Но не об этом я хочу рассказать сегодня. А о самом важном. О том, без чего невозможна работа любого производства. О том, что является движущей силой нашего предприятия. О наших сотрудниках: водителях, мастерах, рабочих, машинистах, инженерах, изыскателях, лаборантах… И особого рассказа достойны те, кто строит и ремонтирует наши дороги десятилетиями. Те, про кого мы с гордостью говорим: «Это наша семейная династия».

 

Андрей Семакин

Фото: Сергея Абрикосова

Пятница

Категории:  Личности, истории, судьбы
 
вверх