Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

А в правительстве едко хихикали

[14.05.2019 / 12:38]

Иркутск остро нуждается в развитии – как административный и образовательный центр, как крупный транспортный узел международного значения, как точка притяжения для тех, кто стремится на Байкал со всего мира. «Визитная карточка» региона, город, в котором сосредоточена треть населения всей Иркутской области, испытывает огромные трудности в связи с нехваткой средств. Речь и о развитии дорожной инфраструктуры, и об обновлении муниципального транспорта, и о строительстве и ремонте школ, детских садов, других социально значимых объектов.

Понимая это, депутаты Законодательного собрания в прошлом году приняли изменения в статью 7 регионального закона «О статусе административного центра Иркутской области». Согласно этому документу, Иркутск, как областной центр, должен будет получать не 0,2 процента от налоговых доходов областного бюджета, как раньше, а один процент. В 2019 году из областной казны по этому закону Иркутску причитается 1 миллиард 100 миллионов рублей. Однако, каким образом областные власти собираются исполнять этот закон – не вполне понятно. Ведь на большинство обращений мэрии Иркутска о софинансировании тех или иных проектов и объектов со стороны регионального правительства получен отказ, сообщили Телеинформу в администрации города.

Как известно, к 2025 году в общеобразовательных школах РФ должна быть ликвидирована вторая смена – всем следует перейти на односменное обучение. Такая цель поставлена президентом России. И чтобы решить эту задачу в Иркутске, необходимо строить новые школы – город растет, ширится, соответственно, нужно развивать и инфраструктуру соцобъектов. Между тем, средств на это в муниципальном бюджете (к слову, далеко не профицитном) недостаточно.

Чтобы как-то справиться с неподъемной задачей, городские власти еще в начале года обратились в правительство Иркутской области с просьбой о софинансировании уже начатых объектов – школы в микрорайоне Лесном, реконструкции гимназии №25, капремонта средних школ №8 и №9. В прошлом году регправительство выделило только 50 млн на 25-ю гимназию, в этом году планируют дать по 25 млн на этот объект и на школу в Лесном, 9,5 млн на школу №8 и 19 млн – на школу №9.

Между тем, выделение этих денег будет возможно только после майской корректировки областного бюджета. Однако, пока пройдет сессия Законодательного собрания, пока необходимые процедуры по выделению средств будут оформлены, уйдет не менее двух месяцев, так что деньги придут не раньше июля. При этом, контракты с подрядчиками уже заключены, работы идут, и скоро подойдет срок их оплаты заказчиком - муниципалитетом. В мэрии говорят: если бы можно было выделить деньги из областного бюджета не в середине года, как это происходит, а хотя бы в начале – многих сложностей с финансированием социально значимых объектов можно было избежать.

Обращалась администрация города в облправительство и по поводу выделения средств на оснащение обучающим оборудованием детских садов (речь идет о четырех детсадах: по ул. Сосновая, ул.Зимняя, ул. Академика Бурденко и в 20-м Советском переулке). На то, чтобы снабдить эти учреждения всем необходимым, согласно требованиям федеральных и региональных ведомств, город нуждается в областной помощи на 94 млн рублей. Еще 261 миллион нужен на оснащения мебелью, инвентарем и прочим учебным оборудованием  школы в Лесном, нового здания гимназии №25 и двух школ после капремонта - №8 и №9.

К сожалению, от регправительства также получен отказ, сообщают в мэрии. При этом, к слову, в федеральном законе «Об образовании» сказано, что обеспечение учебного процесса – полномочия субъекта  Федерации, соответственно, у регправительства есть все законные основания помочь в этом вопросе муниципалитету, хотя бы частично софинансируя эти расходы.

Еще одна дыра, которую вынуждены за счет городского бюджета латать власти Иркутска, – коммунальные сети микрорайона Зеленый. Все это изрядно ветхое хозяйство свалилось на город в связи с тем, что прежний собственник скинул с себя этот груз. Деваться было некуда. «Мы просто оказались в такой ситуации - впрочем, как и многие другие города, где есть объекты Минобороны, - рассказывают в иркутской мэрии. - Сети,  брошенные в непонятном состоянии, проходят по территории города. Естественно, жители с жалобами идут к мэру. И мы вынуждены отслеживать эту ситуацию. В прошлом году из городского бюджета пришлось выделять деньги на аварийный ремонт сетей. А куда деваться? Не срывать же отопительный сезон».

В феврале 2019 года мэр Иркутска направил письмо председателю регионального правительства Руслану Болотову с просьбой помочь в решении проблемы – городу не под силу в одиночку тащить этот груз. Требуется 138 млн на ремонт сетей, износ которых близок к ста процентам. Увы, денег на это у региональной власти снова не нашлось. В ответ на обращение мэра регправительство рекомендовало решить проблему с сетями за счет городского казны. Правда, на условиях софинансирования с муниципалитетом (50 на 50) «подкинули» на оборудование для котельной микрорайона Зеленый 20 млн. рублей.

Мэрию Иркутска часто критикуют за состояние муниципального транспорта, за то, что подвижной состав старый, а дороги ремонтируются не в тех объемах, что требуется. И власти города согласны с этими справедливыми претензиями горожан. Однако, стоит напомнить: администрация каждый год финансирует и дорожные работы и закупку новых автобусов и троллейбусов. К сожалению, темпы роста собственных доходов бюджета города намного отстают от роста доходов областного бюджета. И тут вся надежда на помощь области – ведь Иркутск, как областной центр, как «лицо» региона и территория, где сосредоточена треть населения Иркутской области – имеет на это право, к слову, подкрепленное областным законом «О статусе административного центра Иркутской области».

В феврале 2019 года мэр Дмитрий Бердников в целях исполнения этого областного Закона предложил помочь городу с финансированием строительства контактных сетей и закупки новых  троллейбусов и трамваев. К слову, через Академический мост власти города планировали пустить троллейбус в микрорайон Университетский, о чем давно просят горожане. Да и транспортную доступность нового Ледового дворца, который возводят сейчас на областные и федеральные деньги, надо обеспечивать. На контактную троллейбусную сеть и устройство подстанции необходимо 120 миллионов рублей. Увы, в ответ на предложение о софинансировании в региональном правительстве вновь отказали.

«Обновление, развитие муниципального транспорта требуют огромных денег, которых в городском бюджете нет, - комментируют в мэрии. - Каждый год по чуть-чуть что-то закупаем. Но обновлять нужно активнее. Сами муниципальные предприятия с этой задачей тоже не могут справиться. Поэтому и просим: помогите в приобретении транспорта. У нас заложены средства на софинансирование. Хотим купить 10 троллейбусов. Если область поможет нам – купим больше». К сожалению, региональному правительству эти аргументы не кажутся весомыми.

Ситуацию усугубляют и «особые требования» к Иркутску на получение софинансирования «50 на 50%» (половину финансирует область и столько же должен выделять муниципалитет). Это ставит областной центр в тяжелейшую финансовую ситуацию. С просьбой пересмотреть эти условия в сторону меньшей нагрузки для городской казны, Дмитрий Бердников также обращался к региональному правительству. Однако, вновь получил отказ.

Между тем, ни в одном субъекте Сибирского федерального округа муниципалитеты не несут такой нагрузки в виде паритетного софинансирования. Например, в республике Алтай доля софинансирования со стороны субъекта – 95-98%, для города Омска предельный уровень софинансирования из областного бюджета – 88%.

От Иркутска же требуют на каждый рубль из областной казны выделять столько же. Учитывая ту сумму, которую муниципалитет должен получить согласно новой редакции закона «О статусе административного центра Иркутской области» (1 миллиард 100 млн. рублей), городу придется выложить столько же, а это совершенно неподъемно для муниципальной казны.

К слову, на сегодня объем субсидий из областного бюджета на 2019 год, распределенных для города Иркутска, составляет всего 487 миллионов. Из этих денег будут профинансированы ремонт дорог,  реконструкция канализационно-очистных сооружений Правого берега, ремонт котельной микрорайона Зеленый, мероприятия по проекту «Народные инициативы»,  завершение строительства ФОКа на бульваре Рябикова и детских садиков (на них заложены небольшие суммы, переходящие с прошлого года). Здесь же – деньги по программе «Формирование комфортной городской среды». Таким образом, если из миллиарда (по закону об областном центре) вычесть эти субсидии, остается еще 600 миллионов рублей, которые город должен получить из областного бюджета в этом году. Правда, на какие объекты и каким образом они будут освоены, когда уже половина года проходит – непонятно, ведь по тем предложениям, которые представила и обосновала мэрия, получен отказ.

 

ИА Телеинформ

Категории:  Местное самоуправление
 
вверх