Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Как эвенки изобрели памперс

[11.08.2019 / 16:41]

Эвенки в далёком прошлом, несмотря на отсутствие привычных другим народам благ относительной цивилизации, были людьми прагматичными. Именно они изобрели первые памперсы, бульонные кубики и переноску для грудных детей - эмку. В качестве подгузников эвенки использовали заячьи шкурки и мох ягель, бульон делали из твёрдых кусочков жира сохатого. Как жил этот северный народ, какую одежду носил и для чего использовал мех, можно увидеть на очередной выставке творческих коллективов Иркутской области, имеющих звание народного, - «Ахи буга - вселенная женщин».

- Открытие выставки приурочено к Всемирному дню коренных народов мира - 9 августа, - рассказала заведующая отделом «Ремесленное подворье» ИОДНТ Ольга Ращенко, - и мы пригласили к участию эвенкийскую мастерскую декоративно-прикладного искусства «Нэлкиней» дома культуры «Созвездие» из Ербогачёна и народный этнографический культурный центр Тофаларии. К сожалению, июльское наводнение нанесло ущерб этнокультурному центру в Алыгджере - вода практически смыла его, погибла вся готовая коллекция. Поэтому мы объявили благотворительную акцию по сбору расходных материалов для мастеров из Тофаларии. К нам, в «Ремесленное подворье», можно приносить бисер, бусины, нитки, иголки, ножницы, ткани, ножи для кожи, даже ручки и карандаши. Принимаем и старые натуральные кожаные куртки, голенища сапог, шубы - те вещи, которые часто хранятся у нас, только потому что жалко выбросить. У мастеров Алыгджера не осталось ничего.

Экспонаты на выставку предоставили эвенкийская мастерская декоративно-прикладного искусства «Нэлкиней» из Ербогачёна, народный мастер Иркутской области Евгения Гомбоева (этномастерская «Олан» ИГОО «Этнокультурный центр народов Севера» из Иркутска) и мастера из Бодайбо.

- В Иркутск я приехала одна, привезла те работы, которые смогла погрузить в самолёт, - делится руководитель мастерской «Нэлкиней» Алла Шеметова. - Вот, например, детский восстановленный костюм, мы такие шьём для танцоров. Конечно, сейчас в таком уже никто не будет ходить, а раньше его фасон был отшлифован веками и продуман до мелочей. Распашной удлинённый покрой использовался, потому что эвенки - народ оленный и нужно было быстро садиться на рогатого друга, потом вставать, словом, быть мобильным и не путаться в одежде. Вместо застёжек использовались три завязки, нижняя - в районе талии. Многие исследователи отмечали такой практичный покрой эвенкийских костюмов, называя их и испанскими грандами, и аристократами Сибири.

Для восстановления и деталей одежды, и исторически правильного кроя мастерам «Нэлкинея» пришлось и вспоминать рассказы предков, и изучать литературу.

- Работать с мехом меня немного научила моя бабушка, мы с ней раскраивали унты, - вспоминает Алла Леонидовна. - Я сама родилась в Катанге, и здесь без унтов никак: это не дань моде, а необходимость, чтобы не замёрзнуть. В шитье эвенкийской одежды есть много правил, имеет значение использование цветов и шага, например, при работе с бисером. Сочетание чёрного и белого означает большое стадо оленей. Мы, как эвенки, живущие в тайге, используем коричневый, жёлтый, оранжевый, зелёный цвета и немного красного, они означают солнце, ягоды, лес, тайгу, землю.

Отличное исполнение эвенкийского костюма мастерами из Ербогачёна отметила гостья мероприятия Фаина Леханова, старший научный сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), заместитель председателя Ассоциации учителей родных языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

- Мы приехали сюда проводить языковую школу, обучали эвенкийскому детей, которые не говорят на родном языке, и так совпало, что сегодня перед вылетом домой успели на открытие выставки, - поделилась Фаина Матвеевна. - Очень понравились национальные костюмы: сделаны по старинным канонам, и покрой правильный, и обозначение цветов эвенков, проживающих именно в таёжной зоне. Эвенки южной Якутии, откуда я родом, тоже используют такие. А вот наши соплеменники из Оленёкского района, в тундре, предпочитают в одежде бело-голубую гамму.

Для лучшего понимания быта эвенков организаторы установили на выставке стилизованный чум с настоящими кумаланами - круглыми меховыми ковриками, эмкой - люлькой для младенца, ставшей прототипом современной переноски для грудничков. Внутрь положили и турукэрук - кожаный мешочек для соли, которой хозяйка жилища подкармливала своих оленей.

- Внизу к турукэруку пришиты полоски кожи, на концах которых копытца, - рассказывает Алла Леонидовна. - Женщина выходит из чума, берёт мешок, копытца издают звук, как погремушка, и кричит: «Мор, мор, мор!» - подзывая рогатых.

Кумаланы - самые разнообразные круглые коврики - только на выставке развешаны по стенам. Эвенки их использовали вместо стульев и табуреток, подстилали туда, где сидят, или на кровати. И даже на оленей. Но для этого женщины делали кумаланы другой формы, похожие на вытянутую с двух сторон каплю.

- Такой коврик шьётся из двух шкур, снятых с головы оленя, называется мета, а все дырочки - глазницы, уши на ней - предварительно зашиваются и декорируются орнаментом, - поясняет Алла Шеметова.

И всё же современность без спросу влезла и в эвенкийские традиции. На выставке один из кумаланов представлен в виде часов: стрелки прямо поверх мехового круга. Работа украшена бисером и выглядит очень стильно.

- У эвенкийских женщин ничего не пропадает даром, даже самые маленькие кусочки меха и кожи - всё идёт в дело, - говорит Алла Леонидовна. - Например, они шили круглые шкатулки из меха и кожи, чтобы перевозить посуду, для мужских вещей они были овальной формы. Сейчас такие используют в декоративных целях. Самыми маленькими обрезками украшают или делают обереги, солнышко.

При таком рачительном ведении хозяйства эвенкийские хозяйки придумывали и свои, как сейчас говорят, лайфхаки - хитрости. Например, чтобы у оберега «Солнышко» мех одинаково задорно торчал по всей окружности вокруг бисерной середины, они отрезали не круг, а тонкую полоску от шкуры, размачивали, одну длинную сторону сжимали или собирали на нитку, а другую растягивали. Готово.

- Эвенки, при всей их малочисленности и компактном проживании, принесли в современный мир много изобретений, используемых до сих пор, - уверена Алла Шеметова. - В унтах мы и до сих пор с удовольствием ходим. Рукавицы с прорезью у основания, чтобы не потерять - кокколо, стали прообразом специальных рыбацких варежек, так же и с крагами с отдельным пальцем. Первые памперсы тоже придумали эвенки: малышам подкладывали ягель, который прекрасно впитывает и обладает бактерицидными свойствами; также использовали и заячью шкурку, считавшуюся у них бросовым материалом. Да и идея современных бульонных кубиков перенята у охотников: они обжаривали внутренний жир сохатого, он становился твёрдым, его складывали в мешочки и брали в тайгу. Вскипятил воду, кинул жир - получился бульон. Здесь как нельзя лучше подходит пословица, что всё новое - это хорошо забытое старое. Только эвенкийское.

 

Ольга Игошева

Подробно

 

Категории:  Коренные и малочисленные народы
 
вверх