Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Ад

[12.08.2019 / 08:18]

Поскольку человек – существо социальное, то и живет он по законам социума, в котором находится. В каждом обществе свои законы, правила и традиции. Понятное дело, что соблюдение этих норм должно, каким-то образом поощряться, а их несоблюдение – караться. Это я к тому, что последствия соблюдения или нарушения норм морали можно назвать раем или адом в миниатюре.

Согласуешь свою жизнь с этими нормами – почет тебе, уважение и прочие преференции. Ведешь себя безнравственно – осуждение, вплоть до казни или изгнания.

Вывод: только страх наказания удерживает человечество от массовых преступлений.  

В религиозной жизни это тоже нашло отражение: рай - за благочестие и вечные муки - за грехи.

История религий оставила нам представления о том и о другом. В раю – вечное блаженство, а в аду огонь под котлами, сковородки с кипящим маслом, геенна огненная и скрежет зубовный. И это, как в дохристианскую эру, так и после вознесения Христа.

Но именно так и только можно было держать людей в узде. Ясное дело, что современный человек существо более продвинутое, но и сегодня люди понимают, что за совершение преступлений последует наказание – не казнят, но изолируют.

Извиняюсь за долгое вступление, но у меня вопрос о длительности наказание. За любое преступление человек получает наказание во временном режиме – год, десять, двадцать пять, изредка - пожизненно. Другими словами, есть сроки наказания. А в отношениях с Богом человек может быть осужден на вечные муки, где-то в «царстве сатаны». Но ведь Бог создал человека из любви! Как же Он может отдать его на вечные муки?

 

протоиерей Борис: Традиционное понимание ада содержит в себе непреодолимые противоречия. Защитники этого понимания признают вечное "царство сатаны" - пусть побеждённого, скованного, в адских муках корчащего, однако онтологически пребывающего и даже самоутверждающегося в своей сатанинской самости для вечности. Это означает, конечно, радикальное манихейство, признание непобедимости сатаны уже после его изгнания в качестве "князя мира сего".

Допустить вечность ада в творении, значить признать непобедимость сатаны в его неизменности, а тем самым положить пределы для Бога, который тем самым уже не может стать "всё во всём". Но это означает окончательную победу сатаны, по крайней мере, в его собственном царстве ада, вместе с непобедимостью сатанизма. 

Таким образом, традиционное решение проблемы ада представляет собой, как справедливо заметил о. Сергий Булгаков - радикальное манихейство, разрушающее всё христианское миропонимание. Причём, с христианской точки зрения остаётся неразрешимым вопрос: где, собственно, должен находиться ад, если все тексты Священного Писания говорят о том, что жизнь, бытие и вечность принадлежат только Богу, и вне Его, после всех эсхатологических свершений, не может быть никакого бытия и тем более вечного? "Да будет Бог всё во всём"(1 Гал.15,28).

 

- То есть, вечного ада нет?

 

- С точки зрения эгзегетики Священного Писания понятие "вечного ада", как внебожественного существования не может быть приемлемо, поскольку оно противоречит христианскому учению о Боге.

Кроме недостатков, отмеченных о. С. Булгаковым, есть и другие вытекающие из них. В частности, вечный ад делает невозможным построение христианской Теодицеи (Оправдание управления Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире – прим.), поскольку он одним фактом своего существования свидетельствовал бы, что предвечный замысел Божий о твари не удался, что тварь своим своеволием разрушила его, и в результате вместо одного единого вселенского организма любви, возникло два независимых друг от друга царства - Царство Божие и царство сатаны.

Таким образом, сторонники традиционного учения, сами того не осознавая, подсовывают нам вместо христианства нечто противоположное ему - радикальный манихейский дуализм. Поэтому прав о. С. Булгаков, что "традиционное учение об аде является по существу кощунственным в отношении к любви Божией и премудрости Его, как Творца и Промыслителя.

 

- Тем не менее, мы обсуждаем то, о чем повествует Евангелие - Царствие небесное и ад! Но вам не кажется абсурдным, что праведники будут блаженствовать, в то время, как в аду страдают, пусть грешники, но тоже люди? Ну и каково им будет блаженствовать?

 

- Этот абсурд станет тем более очевидным, если учесть психологическую сторону вопроса. Учение о вечных муках говорит нам о "блаженстве праведных" перед лицом нестерпимых непрекращающихся мучений их грешных отцов, матерей и братьев.

Такое "блаженство" святых представляется недопустимым для праведников - "пиром во время чумы". И невозможно думать, что любовь к Богу и к спасённым братьям заглушит тоску о погибших. Не такова природа этой любви. Вспомним, что даже в Ветхом Завете Моисей сказал Богу - "Если простишь им грех, то прости, если же нет, то изгладь и меня из книги жизни, в которую вписал (Исход.32,32).

И тем более новая заповедь о любви Христа совмещает в себе любовь к Богу и людям  во Христе. Нельзя любить Христа - Бога, не любя людей, и нельзя любить людей, не любя Христа - Бога.

Новое решение проблемы ада нашёл Е. Трубецкой. Предельно кратко суть его решения проблемы сводится к следующему. - Ад есть "смерть вторая" (Откров.. 20.6 21,8), которая последует для всех тех существ (людей и духов тьмы), которые откажутся от покаяния и своим свободным актом самоопределения откажутся от Бога - источника всякого бытия и жизни и тем самым, так сказать, автоматически прекратят своё существования. В этом акте самоопределения и будет состоять "Страшный Суд".

 

- Но разве в мире духов еще есть возможность для покаяния?

 

- Конечно, есть. Свобода выбора есть у всех разумных существ.

 

- То есть, и у Люцифера есть эта возможность?

 

- Да.

 

- Отец Борис, вы не думаете, что мы вторгаемся в запретные пределы?

 

- Нет, выбор есть у всех! Вопрос только в том, кто этим выбором захочет воспользоваться?

 

- Вопрос из области фантастики: допустим, падшие духи покаялись. Куда они попадут?

 

- Человек этого знать не может. Впрочем, бесы на это и не пойдут в силу укоренения во лжи и злобы, но возможность такая у них есть.

 

- Я всегда думал, что нет покаяния в мире духов и за гробом.

 

- Вспомните слова 50 псалма - "жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит..."

 

- Если у духов есть свобода выбора, значит, и они личности?

 

- Безусловно.

 

- Человек задуман по образу и подобию Бога. Но если и ангелы имеют свободную волю и свободу выбора, то для чего они? Тем более, они совершеннее человека. Чем они должны заниматься?

 

- Дело ангелов - предстоять Богу!

 

 

Продолжение следует...

 

 

Вопросы задавал Артур Дан

Категории:  Для тех, кто хочет знать
 

Поспорим

"Только страх наказания  удерживает человечество от массовых преступлений".

Ну вот тут-то точно можно возмутиться. Террористов  ничто не пугает, даже страх наказания. Сирия - некогда богатая страна. Разрушена. Даже памятники культуры не пожалели.

Человечество - это мы с вами. Мы что, хотим массовых преступлений? И только страх наказания нас удерживает? Мы все хотим жить в мире, процветании, любви и гармонии. А мысли о преступлениях, тем более массовых, не приходят в голову.

В этом случае точнее было бы говорить об отдельных членах человеческого общества.

Или о наших отдельных проступках, поскольку безгрешных людей нет.

И здесь мысли о наказании приходят в последний момент. А до этого мучаешься в муках, что ты сглупил. И лучше было бы простить. Потому что сделал хуже только себе или своим близким. Вот это настоящий ад, уже здесь на земле. И даже покаяние ни приносит облегчения.

0 1

12.08.2019 11:50:10

МаразмАтенко

Ответ на сообщение - Артур

Кто в Аллаха  верит

Кто в Исуса............

/ Высоцкий /   

Не факт.

Есть религии без вечных мук.  Даосизм, например. Душа после смерти распадается на три части, сливаясь потом с окружающим миром. Не у всех конечно, некоторые путем тренировок заселяются в другие тела.

А ещё коммунизм.

0 0

12.08.2019 9:25:11

Артур

За любое преступление есть сроки наказания. А в отношениях с Богом человек может быть осужден на вечные муки, где-то в «царстве сатаны». Но ведь Бог создал человека из любви! Как же Он может отдать его на вечные муки?

0 3

12.08.2019 8:48:54

вверх