Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Петрунько Александр

      ВРЕМЯ СЕРЕБРЕННИКОВА – ЭТО ВРЕМЯ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
      
       Александр Петрунько был мэром два четырехлетних срока, с 1998 года по 2005. На третий срок он не выдвигался, уступив кресло Сергею Серебренникову. И надолго ушел в тень. Не давал интервью, не выступал на публике.
       У «Вечернего Братска» с Александром Константиновичем сложные отношения. В свое время газета критиковала многие его решения на посту мэра, да и Александр Петрунько особой любовью к газете не отличался. Тем более ценен тот факт, что свое первое интервью после долгого перерыва он дал именно нашей газете. Сегодня мы предлагаем его вниманию читателей.
      
       - Александр Константинович, как жизнь вдали от власти? Многое ли изменилось в вашей жизни после ухода с поста мэра?
      
       - Никогда не думал, вдали я от власти или близко, я работал. Конечно, есть изменения. Нагрузки серьезно уменьшились, здоровье поправилось. Есть время заниматься внуками. За этот период у меня родились и внук, и внучка. Ездили с женой на отдых. Появилось время на поддержание человеческих ценностей.
      
       - Куда ездили?
      
       - За последние три года мы трижды проехали по Сибири. На автомобиле с заездом во все крупные и некрупные города, с остановками. Сибирь очень интересная.
      
       - А кроме отдыха? Какая у вас сейчас официальная должность?
      
       - Официальных должностей у меня никаких нет. Зачем? Я оформил пенсию.
      
       - Давайте вспомним, как все начиналось. В 98 году, Александру Петрунько, молодому мэру, практически повезло, потому что после кризиса пошло резкое увеличение бюджета.
      
       - Не соглашусь с Вами. В 98 году бюджет был 540 миллионов рублей, а бюджет 99 года - 900 миллионов, но при этом долгов на момент моего прихода было 550 миллионов. Долги были неликвидные: детские пособия, заработные платы за 6 месяцев, пенсионный фонд за бюджетников неоплаченный в течение нескольких лет и так далее. При этом в 1999 году областная власть несколько раз пересматривала бюджет в сторону понижения для нас регулируемых налогов, и тогда у нас дошло до Верховного суда, где мы выиграли, если помните.
      
       - Если про Ваш первый срок работы можно сказать, что город развивался довольно динамично, то во второй четырехлетке наблюдался некоторый застой, не находите?
      
       - Администрация города была вынуждена в то время раздавать крупные долги. В 2003 году мы подписали соглашение с «Иркутскэнерго», а в сентябре - октябре рассчитались. А в пенсионном фонде, даже в момент моего ухода в 2005 году еще оставались долги. У нас с пенсионным фондом была подписано соглашение о реструктуризации задолженности сроком на 10 лет, при которой списывались все пени и штрафы. Долгов до моего прихода было столько накоплено, что не хватило даже одного срока для погашения.
      
       - Вы отказались баллотироваться на третий срок. С чем это было связано?
      
       - Больше двух сроков на выборной должности задерживаться нельзя, это мое глубокое убеждение. Сколь выдающимися качествами не обладал бы человек, он все равно за это время обрастает какими-то обязательствами, обещаниями, которые не совсем и не всегда идут на пользу городу.
       Однако, несмотря на то, что я не собирался оставаться мэром, я работал на будущее города, для того чтобы Братск имел возможность привлекать федеральные деньги на различные программы. И скажу, что многое, из того, что делалось мною, было присвоено господином Серебрянниковым и выдано за собственные заслуги.
      
       - Хотелось бы фактов в подтверждение столь резкого заявления.
      
       - Например, присвоение Братску кредитного рейтинга. Оно состоялось в ноябре 2005 года, через месяц после избрания Серебренникова. Знающие люди понимают: для того, чтобы кредитный рейтинг получить, нужно как минимум 3-5 лет над этим работать. Просто мы не кричали на всю округу, а постепенно двигались к цели, и уже к сентябрю 2005 г. было все готово, чтобы рейтинг получить.
       Рейтинг был нужен городу не для того, чтобы себя рекламировать, а для доступа к дешевым финансовым ресурсам. Присвоение кредитного рейтинга позволяло выйти на рынок заимствования не банковских кредитов, а облигационных займов, а это другая стоимость денег. Например, если сегодня стоимость обслуживания банковского долга (проценты по кредитам) городу обходится более чем в 100 миллионов рублей в год, то обслуживания такого же облигационного долга было бы в 2 раза дешевле. К сожалению, кредитный рейтинг был просто профукан, и теперь его заново надо зарабатывать.
      
       - Есть ли еще примеры присвоения чужих заслуг?
      
       - Конечно, это реформа ЖКХ. Она была полностью подготовлена прежней администрацией. Мы совершили необходимые шаги, они были довольно болезненные. Мы создали частные компании в этом секторе, заложили основы конкуренции. Во многом благодаря этому сегодня в город поступают деньги по федеральным программам капитального ремонта жилфонда, переселения из ветхого жилья и т.д.
       Еще один пример – программа реформирования муниципальных финансов. Все было сделано в основном в 1999-2004 годах, а в 2005 уже последние штрихи наносились. И делали мы это без сумасшедшего раздутия штатов, без создания целого Департамента инновационного развития.
      
       - Судя по всему, вы весьма критично настроены по отношению к действиям администрации Серебренникова.
      
       - А как я еще могу быть настроен? Вы посмотрите, что в городе творится! Никогда еще таких грязных дорог, улиц, дворов в Братске не было со времен Немержицкого и Доскальчука. Помню те времена, когда нельзя было проехать по дорогам, но они вернулись, несмотря на то, что три «жирных» года были у администрации Серебрянникова – 2006, 2007 и 2008 годы. Под 4 миллиарда бюджет был по доходам. Но они были бездарно потрачены. При этом ведь нагрузка на бюджет снизилась! Еще в 2006 году были переданы на содержание в область все диспансеры, детский дом, спецшкола. Можно многое было сделать для города, настоящий прорыв совершить. Время Серебренникова можно назвать временем упущенных возможностей.
      
       - Администрация утверждает, что ей удалось приступить к решению проблемы очередности в детские сады.
      
       - Говорится, что ввели больше 1000 мест в детских садах. В действительности же ввели два детских сада по завышенным сметам. По 83-му саду мы еще в 2005 году смету составляли на 15 или 16 миллионов рублей. Насколько я знаю, окончательная цифра - почти 30 миллионов рублей. И то все сроки были нарушены и качество отделочных материалов плохое. Недаром в этом детском саду дети отравились - на всю страну прогремели. А уж на ремонт детского сада в Осиновке было потрачено денег столько, что можно было два новых сада построить.
      
       - Другая обсуждаемая тема – строительство железнодорожного вокзала в Падунском округе.
      
       - Сколько за эти годы было популистских обещаний! Кстати, мы и сейчас это наблюдаем их со стороны одного из кандидатов. И 50 многоэтажных домов, и переезд в Осиновке через 6 путей, и многое другое. Ни одно не выполнено!
       Что касается вокзала – так это просто человек вообще заблуждался по зонам своей ответственности, так как он не ответственен за вокзалы, и не его это дело в принципе. Вокзалы - это железнодорожная инфраструктура. Железнодорожники должны придти и спросить: можно мы построим здесь вокзал? А мэр им должен ответить: да, пожалуйста, по закону вам земля выделяется, вы платите арендную плату и строите за свои деньги. И уж кончено, никаких бюджетных денег на строительство вокзала не должно выделяться. В Вихоревке, Тулуне, Нижнеудинске совсем недавно РЖД самостоятельно построила новые современные вокзалы, и ни копейки бюджетных денег при этом затрачено не было.
      
       - Было и обещание вернуть рынки городу.
      
       - А что их возвращать? В 2005 году все рынки как здания, сооружения были в муниципальной собственности. Просто отданы в аренду частным компаниям. Сделано это было для того, чтобы рынки начали приносить хоть какой-нибудь доход. В дальнейшем планировалось повышать для них арендную плату. А администрация Серебренникова вместо этого начала продавать рынки. После этого их городу уже не вернешь. При этом продажа шла с понижением цены, что удивительно. Как столь привлекательная собственность может продаваться с понижением? Значит, либо условия конкурса были неправильно составлены, либо мы не можем защитить инвесторов от давления со стороны, и не все люди, которые хотели бы купить объект, имеют доступ к этой покупке.
      
       - Одной из главных проблем в работе Серебренникова была ситуация с теплоснабжением Правобережного округа, а именно с деятельностью ВСТК.
      
       - Эту проблему Серебренников создал себе сам. Еще в 2002 году мы вывели муниципальное имущество из хозяйственного ведения как ТЭПа, так и других муниципальных предприятий. Однако ТЭП вышел в процедуру банкротства. Так сложилось, что администрация города не являлась держателем контрольного пакета голосов кредиторов. Тем не менее, нам удавалось ситуацию удерживать под контролем через участие в судебном процессе. Однако сразу по приходу Серебрянникова иск из суда был отозван. В результате этих и последующих действий городской власти нынешним хозяевам ТЭПа удалось купить имущество предприятия по очень низкой цене. И теперь они могут диктовать городу свои условия, прибегать к отключениям горячей воды, угрозам срыва подготовки к отопительному сезону и т.д.
      
       - А если говорить о глобальном, в целом, об исполнении бюджета города.
      
       - Я уже говорил, что Серебренников имел три «жирных» года. С 2005 по 2008 год бюджет по доходам вырос без учета инфляции в два раза! Но при этом администрация умудрилась и расходы нарастить так, что и этих денег не хватало – бюджет по-прежнему сводился с дефицитом. За четыре года администрация продала 99 муниципальных объектов на общую сумму 562 млн. руб., нарастила внешний долг со 130 до 275 млн. руб., проценты по кредитам – с 7 до 101 млн. руб. в год. Просто сумасшедшими темпами росли затраты на содержание чиновников. Если у меня, как у мэра была зарплата 70 тыс. руб., то Серебренников установил себе 311 тыс. руб., а, например, первый зам. Доскальчук получал 213 тыс. руб. В результате, если ассигнования по статье «Общегосударственные расходы» составляли 6 проц. от общей суммы, то к 2008 они выросли до 10%, в основном за счет того, что сократилось в процентном отношение финансирование по статье «Здравоохранение и спорт».
      
       - Итак, Вы считаете время Серебренникова временем упущенных возможностей. Хорошо, скажите, какие действия должен был предпринять мэр в те годы, чтобы, как говорится «потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
      
       - За это время можно было просто в другой уровень перевести всю бюджетную сферу. Можно было сделать такие ремонты и такое энергоснабжение, которое бы позволило сегодня иметь экономию в расходах по этим двум составляющим. Эту экономию можно было направить на увеличение заработной платы бюджетникам, а это уже другое качество персонала, можно предъявлять более серьезные требования к работе бюджетной сферы, к качеству предоставляемых услуг. Это уже прорыв, это другие медики, это другие учителя. Сегодня как можно потребовать, если ты не платишь? Вот, например, узким специалистам-врачам снизили заработную плату, повысили нагрузку, фактически это означает, что их выдавливают из города, не будут они тут работать.
       Та же молодежь. Как ее здесь задержать? Город должен быть привлекательный. Не только рабочие места нужны, но и места отдыха, где досуг можно провести: те же скверы, бульвары. Днем наработаться и вечером уткнуться в подушку – такой вариант молодежь не задержит.
      
       - Если Вы признаете итоги работы команды Серебренникова неудовлетворительными, то в чем видите причины этого?
      
       - Причин много. Одну из них назвал сам Серебренников, когда баллотировался в мэры Иркутска. В интервью телеканалу «Аист» 25 января этого года он заявил, что всегда считал себя иркутянином, а в Братске был просто в командировке. Если один – в душе иркутянин, а другой сидит на чемоданах в Питер, могут ли эти люди эффективно управлять городом? Мэром Братска должен быть не иркутянин, не петербуржец, а именно братчанин, тот, кто болеет за свой город и только с ним связывает свои дальнейшие планы.
      
       Беседовал Станислав Сафонов
       «Вечерний Братск»
 
вверх