Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Бондарева Эльвира

      За прошедшее десятилетие в области создано региональное законодательство во всех сферах жизнедеятельности. Сегодня я беседую с Бондаревой Эльвирой Степановной, начальником отдела гражданского и социального законодательства правового управления Законодательного собрания, которая все эти десять лет занимается правовым обеспечением законотворческого процесса. Многие законы, принятые депутатами прошли через ее руки, голову, сердце, а часть законов рождались непосредственно из-под ее пера.
      
       Корр: Эльвира Степановна, десять лет срок немалый. Фактически вы были у истоков формирования регионального законодательства, региональных правовых традиций. Это был период рутинной работы или остались яркие моменты?
       Эльвира Бондарева: Работа в Законодательном собрании – это интересный период жизни, есть что вспомнить. Я пришла на работу в ЗС в 1994 году, в качестве консультанта правового отдела. Кроме меня в первом созыве из юристов работали Тихонов Сергей Александрович – начальник правового отдела и Брянцев Олег Георгиевич – консультант правового отдела. Мы вынуждены были справляться со всем потоком вопросов, выносимых на сессию ЗС. Раньше 8-9-ти часов вечера редко когда уходили с работы. Причем приходилось оперативно решать правовые проблемы из разных отраслей права. Шло становление представительной/ законодательной ветви власти, закладывались принципы, традиции работы, отлаживался законотворческий механизм. Депутатами первого созыва был принят Устав области. Мне довелось работать только над отдельными положениями Устава по экономическому направлению на самом завершающем этапе. Можно сказать, я только слегка прикоснулась к этой большой работе. Работа над Уставом велась задолго до его принятия. Над ним работали такие авторитеты в области юридической науки и практики как Виктор Васильевич Игнатенко, Юрий Геннадьевич Курин , Николай Александрович Власенко, Елена Владимировна Гриценко и многие другие. Рабочую группу по доработке Устава возглавлял Геннадий Васильевич Истомин, в тот период – заместитель председателя Законодательного собрания.
       Корр: А какие главные вопросы стояли перед депутатами первого созыва?
       Эльвира Бондарева: Кроме Устава к ключевым вопросам в работе депутатов первого созыва нужно отнести и работу над проектами законов о бюджетном устройстве и процессе, о налоговой системе, о государственных и местных внебюджетных фондах. Эти три закона области были внесены комитетом по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству. Процесс разработки законов возглавлял заместитель председателя комитета Александр Арсеньевич Иванов. Мне, как юристу, пришлось работать по этим вопросам от начала и до принятия законов. В рабочей группе были представители науки, практические работники, они-то и создавали концепцию будущих законов.
       Корр: В чем заключалась задача юридического отдела?
       Эльвира Бондарева: В том, чтобы облечь рождающиеся идеи в удобоваримую правовую форму, которая бы органично встраивалась в существующую систему законодательства. Надо признаться, что это была непростая задача, особенно если учесть, что аналогов таких законов в других субъектах Федерации просто еще не существовало. Поставленная задача была выполнена. Принятые депутатами первого созыва законы в сфере бюджетной и налоговой политики стали основой для становления и развития законодательства по бюджетно-финансовым вопросам. Добрым словом надо вспомнить работу представителей науки - Цизман И.О., Третьяковой А.М., Ляпуновой Г.В., а также работу правовой службы администрации области, возглавляемую М. Г. Матвеевой.
       Корр: Чем запомнилась работа во втором созыве?
       Эльвира Бондарева: Любой период работы выдвигает свои приоритеты. Во втором созыве был создан депутатский комитет по собственности и экономической политике, который возглавил Юрий Иосифович Фалейчик. Была поставлена задача создания оптимальных правил управления и распоряжения областной государственной собственностью. В этот период работники моего отдела работали над новой редакцией Закона области «Об общих началах управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области», где впервые удалось прописать правила не только общего учета, но и специализированного учета областной государственной собственности. Мы разработали в этой сфере законы «О перечне объектов областной государственной собственности, не подлежащих отчуждению» и «Об особом порядке отчуждения объектов областной государственной собственности». Работали и над другими законами в экономической сфере. Таким образом, законодательство о порядке управления собственностью было в основном создано. С большой теплотой я вспоминаю работу главного консультанта отдела гражданского и социального законодательства Елены Васильевны Петровой. Она внесла большой вклад в разработку законов об управлении и распоряжении областной государственной собственностью.
       Корр: Я знаю, что работу по юридическому сопровождению комитета по собственности и приватизации вел ваш отдел, но у вас был еще и комитет по социально-культурному законодательству...
       Эльвира Бондарева: И здесь были сделаны очень важные законотворческие шаги по разработке законодательства в социальной сфере. Комитет по социально-культурному законодательству возглавлял сначала Виктор Васильевич Игнатенко, а затем Валерий Александрович Соколов. Одним из тяжелых и значительных моментов явилась работа над Законом «О прожиточном минимуме в Иркутской области». При рассмотрении этого вопроса председатель комитета Виктор Игнатенко занял принципиальную позицию и сделал все, что он него зависело для принятия Закона.
       Корр: Работа по социальному партнерству, если не ошибаюсь, начиналась уже при Соколове?
       Эльвира Бондарева: Эта тема заслуживает отдельного разговора. Валерий Александрович Соколов, как председатель комитета поставил передо мной эту проблему. Работниками отдела совместно с Областным советом профессиональных союзов был разработан Закон «Об организационных и правовых основах социального партнерства». Закон был принят в качестве опережающего правового регулирования, так как на федеральном уровне эти вопросы еще были не отрегулированы. Не обошлось и без сопротивления продвижению этого вопроса, однако комитету по социально-культурному законодательству удалось защитить этот важнейший вопрос социальной политики. Закон являлся на протяжении ряда лет правовой основой функционирования социального партнерства на территории области в целях обеспечения коллективно-договорного регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений и достижения общественного согласия.
       Корр: Я обратил внимание на то, что нередко разработанный законопроект, какой бы нужный не был, если его красиво не подать, то его могут и провалить. Или к Соколову просто благосклонно относились?
       Эльвира Бондарева: Нет, Валерий Александрович, действительно, умело проводил дискуссию с оппонентами. В итоге такие, например непростые законы как «О государственных социальных программах» и «О государственном социальном заказе» были приняты. Над этими законами работали депутаты комитета, работники моего отдела, представитель науки Ляпунова Г.В., существенный вклад внесла Кухоревич И.Н. в тот период консультант отдела финансового законодательства. Принятие этих Законов ознаменовало этап, когда не на словах, а на деле Законодательное собрание продемонстрировало готовность заниматься социальными проблемами и решать их исходя из интересов населения. Был законодательно утвержден порядок разработки, рассмотрения и утверждения государственных социальных программ. Принципиальным являлось положение о том, что государственные социальные программы рассматриваются и утверждаются Законодательным собранием. Тем самым исполнительная и законодательная власти разделяют ответственность за проведение социальной политики на территории области. Кроме того, в законе предусмотрено право граждан и организаций, независимо от организационно-правовой формы вносить в администрацию области проекты социальных программ, что весьма актуально, и служит развитию гражданской инициативы.
       Корр: Комитет рассматривал только внесенные администрацией законопроекты?
       Эльвира Бондарева: Комитет внимательно работал со всеми инициативами исполнительной власти. Но надо сказать, что этот комитет был одним из самых активных по разработке законов области. По инициативе комитета по социально-культурному законодательству было принято много нужных и важных законов в разных сферах социальной политики – это и культура, и социальная защита, и трудовые отношения. Основная роль в формировании социального законодательства по праву принадлежит комитету. Если в области государственного строительства, бюджетных отношений в основном разрабатывались законы Институтом регионального законодательства, администрацией области, то в социальной сфере за небольшим исключением, разработкой занимались депутаты комитета по социально-культурному законодательству и работники немногочисленного отдела гражданского и социального законодательства правового управления Законодательного собрания.
       Одним из ярких моментов совместной работы администрации и комитета является работа по законам «О государственной молодежной политике в Иркутской области», «Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций». Мне довелось с работниками комитета по молодежной политике работать над концепцией и текстами законов. С удовольствием вспоминаю творческую обстановку, царящую в комитете по молодежной политике, который в тот период возглавлял Беломестных Александр Иванович.
       Также к несомненным достижениям второго созыва могу отнести принятие законов об административной ответственности. В социальной сфере это – Законы «Об административной ответственности в сфере библиотечного дела» и «Об административной ответственности в сфере архивного дела». Разработка и принятие этих законов состоялись в условиях правовой неопределенности, т.к. в тот период действовал еще Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года, который не решал вопросы разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в сфере административного законодательства. В ходе работы над законами потребовалась тщательная правовая проработка вопроса.
       Корр: Дает ли удовлетворение работа в третьем созыве, удалось ли решить какие-либо вопросы в сфере социальной политики?
       Эльвира Бондарева: В третьем созыве был принят в окончательном варианте Закон «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области». Работа над созданием этого Закона началась еще во втором созыве. Это была далеко не рядовая работа. С одной стороны тяжелая наркоситуация в области, с другой стороны ограниченность правовых возможностей субъекта РФ в регулировании данного вопроса.
       В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы государственной власти. Таким образом, субъекту Федерации не предоставлено право регулировать вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков. Хорошо проанализировав правовые возможности субъекта Федерации в указанном вопросе, мы определились, что есть возможность и необходимость законодательно создать систему профилактики наркомании и токсикомании в Иркутской области. Борьбу с распространением наркомании и токсикомании следует выстраивать, прежде всего, путем предупреждения вовлечения в употребление наркотических средств новых лиц.
       Корр: Насколько мне известно, очень непросто шла работа по закону «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области».
       Эльвира Бондарева: Этот закон имеет большое значение для Иркутской области. Он был разработан и внесен депутатом Валерием Алексеевичем Лукиным. Мне приятно было работать по законопроекту, несмотря на жесткое сопротивление решению этого вопроса. Принципиальную позицию при рассмотрении вопроса продемонстрировали Истомин Г.В. в тот период заместитель председателя Законодательного собрания, председатель комитета по социально-культурному законодательству С. Г.Московских и его заместитель Т. А. Юртаева.
       Корр: В чем главная идея закона?
       Эльвира Бондарева: Он стал надежной правовой базой для решения вопроса трудоустройства инвалидов и принятия программы содействия занятости инвалидов на основе поступления обязательных платежей в бюджет от работодателей. В Иркутской области 170 тысяч инвалидов, они живут очень тяжело, практически все имеют доходы ниже прожиточного минимума. Понятно, что из бюджета выделить необходимые суммы невозможно. В соответствии с названным Законом работодатели должны внести в 2004 году в областной бюджет 204 млн. рублей. Эти деньги будут направлены на создание новых рабочих мест для инвалидов. Принятие Закона явилось хорошим примером участия разных ветвей власти и бизнеса в решении социальных проблем региона.
       Корр: Закон, наверное, сложный для применения. Все же не так много субъектов приняли аналогичные. Как быть в этой ситуации работодателям?
       Эльвира Бондарева: Вопрос квотирования рабочих мест для инвалидов в действительности новый и непростой. В ходе работы над законопроектом нам пришлось выдержать правовые дискуссии по нескольким проблемам. Наши оппоненты вынуждены были согласиться только после привлечения на нашу сторону федеральных ведомств, Генеральной прокуратуры, Академии труда и социальных отношений. Наибольшую сложность составляло обосновать отграничение обязательных платежей от налогов. Сейчас необходимо решить проблему реализации Закона в полном объеме. В настоящее время уже разработаны и подписаны Губернатором подзаконные акты в развитии Закона. Однако, администрация области еще не внесла в Законодательное собрание программу содействия занятости инвалидов. Без утверждения этой программы Закон не будет реализован в полном объеме.
       Кстати, с целью продвижения Закона для реального применения мною совместно с Ириной Кухоревич подготовлен постатейный комментарий Закона и он вскоре будет опубликован в сборнике «Вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов».
       Законотворческая работа именно в социальной сфере является основой для законодателей. Решение всех других вопросов – всего лишь инструмент для решения социально-экономических проблем.
       Корр: На праздновании десятилетнего юбилея областного парламента многих депутатов и работников аппарата Законодательного собрания наградили от имени губернатора, Совета Федерации, а Вас и Ваш отдел просто обошли стороной. Не обидно, что депутаты так оценили Вашу многолетнюю работу, которая принесла области реальный результат?
       Эльвира Бондарева: Мы работаем не за награды и поощрения, а у депутатов могут быть свои мотивы и критерии оценки. Но разве не награда то, что в итоговом выпуске, посвященном 10-летию Законодательного собрания в «Восточно-Сибирской правде» 26 раз упомянута именно работа моего отдела. Мне приятно, что Сергей Иванович Шишкин, Виктор Васильевич Игнатенко, Петр Федорович Московских, Геннадий Васильевич Истомин отметили законы социальной направленности, над которыми работал мой отдел. Я и мои коллеги всегда ориентируемся на злободневные нужды людей, и руководствуемся принципом: депутатом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Хотя я согласна, что в аппарате есть люди, которые отдали более десяти лет жизни представительному органу власти, т.к. работали еще в Областном Совете и заслуживают более высокого признания. Это, например, Лопатина Е.В., Зотченко Т.С., и другие.
 
вверх