Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Алексеев Борис

      Действующий депутат Законодательного собрания Иркутской области, мэр одного из районов региона написал книгу о 30 годах работы в органах власти. Он возглавлял райком ВЛКСМ, затем – райисполком, был народным депутатом СССР, работал в команде первого губернатора Иркутской области Юрия Ножикова заместителем по социальным вопросам. С 2000 – депутат ЗС, с января 2001 – председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении, с 2002 – глава администрации Нижнеилимского района. Борис Алексеев отвечает на вопросы корреспондента РИА «Сибирские новости» Ирины Дугиной.
      
       - Борис Григорьевич, что подвигло Вас на написание книги?
       - В жизни каждого из нас наступает время подведения итогов. Я делаю это в год своего 55-летия. Когда я наблюдал за деятельность политиков разных уровней, у меня зрело желание рассказать о своем опыте вхождения во власть, поделиться опытом работы, предостеречь от ошибок, которые я допускал, и которые допускают многие чиновники. Решил поделиться с читателем – что дала политика мне, а что я сам дал как политик нашему обществу.
       - 30-летний опыт работы трудно уместить в какую бы то ни было книгу – если писать обо всем, то размер ее окажется необъятным, если же рассказывать лишь о немногом, то большую часть, в том числе, важного, придется оставить за кадром. Тем не менее, ваша книга в черновом, по крайней мере, варианте, имеет весьма небольшой объем. В том числе, есть глава «Мои принципы власти», в которой на нескольких страницах приводятся правила, которым, по вашему мнению, должны следовать государственные служащие. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
       - Есть замечательная русская сказка «Огонь, вода и медные трубы». Ее герой успешно проходит первые два испытания, а вот третье – медными трубами – то есть, властью и славой оказывается для него самым трудным. Властвовать – это тяжелая работа, и главная трудность заключается в том, что человек, облеченный властью, не может принадлежать себе. Как только личные мотивы политика начинают вытеснять государственные, его способность распоряжаться властью заканчивается – теперь уже власть командует им, затмевая разум. Еще трудность заключается в том, что решения, принимаемые политиком, затрагивают интересы многих тысяч людей, но ответственность несет он один. Политик, как и сапер, не имеет права на ошибку. Думаю, что мой опыт работы дает мне возможность анализировать прошлые действия и выработать какие-то общие принципы, хотя на истину в последней инстанции при этом я не претендую. Первый принцип – привилегия у власти должна быть одна – служить делу и Конституции. Делом для чиновника любого ранга является разработка и внедрение тех мероприятий, которые способствуют повышению благосостояния народа. Есть рост – власть работает. Нет – власть надо менять. Не зря говорят, что бедность народа – это всегда результат преступлений его правителей. Второй принцип – власть исполнительная должна быть под контролем власти законодательной. У нас же в области законодательная власть превратилась в рекомендательную, она только робко советует исполнительной и фиксирует случаи нарушения закона. Мы не будем жить по Конституции, пока законодательный орган не сможет иметь решающего влияния на исполнительную власть. Третий принцип – отделить партийность от власти. Всегда считал и считаю, что партия и власть – совершенно разные системы, у них разные функции и они не могут быть объединены. До сих пор помню, как на первом съезде депутатов Советского союза в числе всего четырех депутатов из многочисленного корпуса голосовал против того, чтобы генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев стал председателем Верховного совета – чтобы партией и страной управляло одно лицо. Четвертый принцип – власть должна быть коалиционной. Коалиция – это сотрудничество политических партий для совместного образования правительства. Так, на уровне области должно быть закреплено в Уставе, что губернатор является высшим должностным лицом, а правительство региона должно формироваться на основе депутатского большинства в Законодательном собрании. Это вполне возможно. У нас в Нижнеилимском районе один из моих заместителей является представителем КПРФ, другой – СПС, еще один из «Единой России», сам я состою в «Народной партии», а глава департамента по муниципальному имуществу – член «Яблока». И работаем нормально. Убежден в том, что коалиционное правительство области исключит возможность возникновения диктаторства. Пятый – последний – принцип – оппозиция должна быть. Во всех цивилизованных странах считается необходимым и нормальным явлением, когда рядом с властью находится оппозиция. Если одна из партий занимает ключевые посты в правительстве, другая становится в оппозицию, критикует власть и предлагает свои решения, нарабатывая программу на будущее. При следующих выборах в случае победы оппозиции ее место занимает бывшая власть. А как у нас? Много кудахтанья, а яиц нет. Оппозиция по-прежнему связывается с инакомыслием, которое необходимо растоптать и уничтожить.
       - Борис Григорьевич, в перечисленных Вами принципах нет ничего сенсационного. Они не звучат откровением, не являются новыми. Неужели этих пяти постулатов, на ваш взгляд, достаточно, чтобы власть работала эффективно, занимаясь экономическим развитием страны или области?
       - Конечно, названы не все правила, по которым власть должна служить своему народу. Но эти пять принципов в первую очередь необходимы для того, чтобы выправить существующее положение. Сейчас Иркутская область, являясь одним из богатейших регионов страны, остается финансово несостоятельной. Мы вынуждены регулярно посылать ходоков в Москву, которые унизительно просят у правительства деньги для латания дыр. Причем просят свои же деньги, так как область, а значит, каждый из нас отдает более 50% своих доходов в федеральный бюджет. Более 70% всех финансовых средств страны сосредоточены в столице. Ни одна страна мира не позволяет себе делать этого. Глядя на Москву, власти Иркутской области по отношению к свои районам поступают также. Муниципалитеты, по существу, лишены всякой возможности не только развиваться, но даже и поддерживать свою нормальную работоспособность. В бюджеты ряда территорий, включая Нижнеилимский район, расходы на зарплату заложены в размере 60% от собственных доходов. В большинстве же дотационных территорий эта доля еще выше и доходит порой до 90%. Если мэр лоялен, если приблизился к областному руководству, поддакиваешь и не перечишь ему, то может что-то получить для своего района. Действует принцип «хозяин-барин». И где здесь государственный подход? Еще один момент. Из региона возрастает отток финансовых ресурсов, а этом значит, что мы с каждым годом становимся беднее. Это происходит потому, что власть очень слабо работает с бизнесом в социальном направлении. Известно ведь, что бизнес и власть всегда могут договориться между собой, приобретая обоюдную выгоду. Многое можно сделать для населения, если власть поддерживает бизнес. Однако для этого нужна политическая воля. К сожалению, руководство Иркутской области не добилось существенных перемен к лучшему в развитии малого и среднего бизнеса, который взял бы на себя весомую долю платежей в областной бюджет и бюджеты территорий. Наши власти почти не работают в данном направлении. Нет эффективного вовлечения частного сектора в экономику области, нет законов, которые действительно бы поощряли деятельность малого бизнеса и привлекали бы к нему многие тысячи людей.
       - Но в области каждый год принимаются целевые программы, в том числе, была принята программа по развитию малого и среднего бизнеса.
       - Многие из целевых программ, которые принимаются в области, не обеспечены финансами. Обычно подкрепление частичное, процент обеспечения зависит от того, кто именно лоббирует ту или иную программу. Так, в программу развития ТЭК области попал ряд объектов Нижнеилимского района. Однако денег на них не было выделено ни в 2002, ни в 2003 годах, не запланировано финансирование и на 2004. Такая же ситуация с рядом программ в социальной сфере. Почему так происходит? Причина одна – политики не умеют считать деньги и не обосновывают экономическими расчетами свои действия, поэтому следует провал за провалом. При таком стиле работы ни одна из реформ, в том числе, и ЖКХ, не может быть завершена успешно. Я глубоко убежден, что в настоящее время тарифы в ЖКХ для населения должны быть заморожены до реального повышения зарплаты. При этом одним из источников финансирования коммунальной сферы должен стать профицит федерального бюджета.
       - Варианты решения проблем, на Ваш взгляд?
       - Один из путей - через формирование нового состава Законодательного собрания на выборах осенью 2004 года, через объединение оппозиционных сил. Ради согласия по принципиальным вопросам, ради возможности решить главные задачи, стоящие пред областью, нужно отбросить личные амбиции, не вступать в междоусобные сражения. На мой взгляд, основой для объединения может стать признание серьезных проблем в социально-экономической сфере, которые стали результатом не только объективных, не зависящих от области обстоятельств, но и управленческих политических ошибок регионального руководства. Для исправления ситуации необходимо изменить саму структуру власти, принципы ее формирования, баланс полномочий между администрацией и Законодательным собранием. Также должен быть обеспечен комплексный подход к решению проблем, тесное взаимодействие с депутатами Госдумы РФ и членами Совета Федерации.
      
       Размещено с разрешения РИА "Сибирские новости"
 

Анастасия

Сергей Григорьевич, что делать и как поступить если как сироте не дают временное жилье пока я состою на получение жилья?

0 1

18.10.2015 19:01:54

вверх