Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Митрофанов Василий

      БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ ПОРОЖДАЮТ БОЛЬШИЕ ИСКУШЕНИЯ
      
       На столе у председателя областной Контрольно-счетной палаты Василия Митрофанова стоит фарфоровый Георгий Победоносец внушительных размеров, поражающий копьем летучего змея, - подарок московских коллег. Георгий поселился здесь не случайно. "Лучшего символа для нашей палаты, наверное, не придумать, - объясняет Митрофанов. - Вот уже тринадцать лет мы сражаемся с этим змеем, имя которому - расхититель бюджета. Многолик он и хитроумен, но и мы не лыком шиты. Такую финансовую облаву на него организовали, которую редко где и в стране встретишь. Вы знаете, сколько у нас нынче помощников в области? 34 муниципальных контрольных органа. Подобной защиты бюджет еще не знал".
       - Финансовый контроль для чиновников, особенно провинциальных, тема болезненная. Не противились ли они созданию контрольных органов?
       - Сопротивление, конечно, было, и сопротивление порой немалое. И притом довод выискался. 131-й федеральный закон, инициировавший муниципальную реформу, в обязательном порядке требовал создания трех структур местного самоуправления: мэра, администрации и депутатской думы. Контрольных органов в списке обязательных не числилось. Вот и начались отговорки: раз закон не настаивает, то и мы не будем спешить. Настаивать пришлось нам.
       - Вам не кажется, что муниципальные КСП достаточно легко нейтрализовать, введя туда нужных послушных людей, смотрящих сквозь пальцы на игры с бюджетом?
       - Мы эту опасность прекрасно представляли, поэтому и действовали в первую очередь через местные думы. Ведь первоочередная задача депутатов - контролировать расходы. И в их интересах избрать для этого честных профессионалов, а не лакеев. В конце концов нам удалось убедить даже думу Усть-Илимска, где исполнительная власть не хотела никакого контролерского ока. Недавно депутаты внесли поправку в устав МО и приняли, на мой взгляд, просто великолепное положение о контрольном органе. Предусмотрели мы и еще одно защитное устройство для оттачивания принципиальности - Совет контрольно-счетных органов, куда вошли все 34 контрольные структуры. Это сила, с которой вынужден считаться любой мэр.
       - А обладает ли ваш финансовый контроль достаточной подготовкой, чтобы распознавать уловки бюджетных "мышек"?
       - Мы обучили людей, снабдили их методиками проверок и экспертиз, а главное - разработали классификатор бюджетных нарушений. Можно сказать, учебное пособие по ловле любителей поживиться за бюджетный счет.
       - И каков результат?
       - В прошлом году областная КСП проверила правильность расходования 12 миллиардов рублей бюджетных средств, а вместе с муниципальными помощниками все 15 миллиардов. Вывод таков - 2,4 миллиарда потрачены с различными нарушениями законодательства.
       - Если я вас правильно понял, у этих денег темная биография. Под каким соусом они изымались из областной казны?
       - Способов много. Раньше все больше практиковалось нецелевое расходование средств. Мы десятки материалов передавали в прокуратуру и правоохранительные органы на любителей устроить себе красивую жизнь. Ну, допустим, деньги, отпущенные на ремонт школы, глава администрации пускал на покупку себе машины. И не абы какой, а покруче, чтоб, наверное, крепче уважали. Но эту лазейку сейчас начали пресекать, ужесточая законодательство, введя административные штрафы. Поэтому нецелевое с каждым годом становится все меньше. Правда, желание перепутать статьи расходов еще осталось. В прошлом году мы насчитали 20 миллионов рублей нецелевого использования.
       - Кстати, а как ныне обстоят дела с зарплатами муниципальных чиновников? Было время, когда мэры отмеряли себе и своему окружению сколько хотели.
       - Эту вольницу прекратил областной закон о нормативах заработной платы в муниципальных образованиях, вышедший три года назад.
       - Судя по отчету КСП, сегодня основная дыра утечки денег именуется "неэффективное использование". Дыра внушительная - 218 миллионов рублей.
       - Действительно, сегодня проблема эффективности трат встала в полный рост. В бюджетной классификации все расписано до копейки: куда и на что следует использовать деньги. По статьям, по разделам, подразделам... Например, дом построить. Но этот дом можно построить за миллион, а можно вбухать четыре. Попробуй докажи злой умысел. А доказывать надо. Поэтому мы сейчас переходим на работу по системе аудит эффективности. Составляем критерии оценки использования средств. Начали с дорожного строительства, где, мы знаем, попусту закапываются в землю миллионы. С помощью экспертного совета, куда вошли представители науки, ГАИ, областной администрации и сами строители, создали около десятка критериев оценки эффективности. Аналогичным образом взялись и за проверку сельского хозяйства, которое, наверное, не зря называют черной дырой. Деньги вкладывают большие, а отдача мизерная.
       Мы уже проанализировали четыре года. Любопытная и поучительная картина открылась.
       - Откаты чиновникам - это тоже неэффективное использованию бюджетных денег?
       - Конечно. Мы еще три года назад проверили, как реализуются деньги на оказание государственных услуг. Обнаружилась полная анархия. Каждый бюджетополучатель создавал свою комиссию по размещению заказов. Возглавлял ее, как правило, сам начальник, а членами были его замы. Конкурс был одной видимостью. На какого поставщика указал председатель, с тем и заключали контракт, какую цену он заломил - ту и платили. Вы понимаете, в такой мутной воде можно любую рыбку ловить. Мы тогда, ничего не скрывая, отобразили всю эту неприглядную картину.
       - К вашей информации прислушались?
       - К нашему счастью, подоспели и изменения в федеральном законодательстве, предписавшем организовать единую службу по размещению заказов на госуслуги. Организовали специальное агентство. Через год мы его проверили совместно с работниками правоохранительных органов и ФСБ и отправили губернатору целый том замечаний. Не буду их все перечислять, скажу главное - был выявлен целый ряд афиллированных с работниками агентства лиц, которые с завидным постоянством выигрывали конкурсы на поставку товаров и услуг. За какие красивые глаза - это уже не мне судить. Это в компетенции других органов.
       - Много шума наделала проверка КСП дорожной службы, проведенная в прошлом году. Это, наверное, была одна из самых крупных протечек в бюджете, раскрытая финансовыми пинкертонами?
       - Пожалуй, да. С приобретением дорожной техники произошел настоящий анекдот. Счета на поставку 12 единиц техники - бульдозеров, самосвалов, снегоуборочных машин - добросовестно оплачены, а самой техники и в помине нет. Доложили мы этот казус комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания и вместе стали искать пропажу. И моментально посыпались оправдательные письма: отчего и где задержка. Хорошо, задержка, но почему за нее штрафные санкции не выписывались? Если бы счетчик был вовремя включен, бюджет бы получил более миллиона рублей.
       Кроме того, мы, проводя проверку по поручению прокуратуры, не обнаружили в центральном офисе ОГУП "Дорожная служба" ни следа ремонта, на который был взят кредит в 42 миллиона рублей. Ну, хоть бы кто провел кистью ради смеха. Да и кто мог провести, когда среди подрядчиков числились организации, не знающие, как эта кисть выглядит.
       - Какие еще практикуются схемы увода бюджетных денег?
       - Известно: большие деньги порождают и большие искушения. Например, на строительстве нового моста через Ангару нужно было провести работы с применением речной флотилии. Стоимость их - четыре миллиона рублей. Заплатили более двадцати. Чего мелочиться. К тому же, по нашим данным, фирма оказалась подставной, ничем кроме авторучки не владеющей, ее так и не удалось отыскать. Или вот еще одна схема увода денег. Подрядчик, работающий на строительстве моста, почему-то приобретает ГСМ у фирмы, расположенной в Московской области. Видимо, ближе нельзя. На деле - ни денег, ни горючего. Аудиторы начинают допытываться: что это за фирма. Выясняется, что ее возглавляет человек, умерший еще в 2003 году. И главный бухгалтер уже покойничек. То есть, создана она по паспортам покойников, которыми воспользовались ловкие мошенники.
       - В прошлом году аудиторы вернули в бюджет 178 миллионов рублей. Каким образом это удалось сделать?
       - Установив явный перерасход, мы блокируем дальнейшее финансирование из бюджета, пока деньги не будут или возвращены, или зачтены в будущие платежи. Таким образом, удалось вернуть 12 миллионов по строительству Ангарского моста. Кроме того, проводя инвентаризацию бюджетных учреждений, мы раскопали неучтенного имущества более чем на 100 млн. рублей. Навели порядок и с его арендой. Плата за нее пошла в бюджет, а не в карман чиновников комитетов по имуществу.
       - Как, на ваш взгляд, могла бы повыситься эффективность КСП?
       - Мы издаем документы, которые носят рекомендательный характер. То, чего мы добиваемся, - это только с помощью своего авторитета. Напрямую в суд обращаться не имеем права. А это, как вы понимаете, сегодня самый действенный способ защитить интересы области. Помните герб области: бабр, несущий в зубах соболя? Наша задача примерно такая же: схватить, как бабр, расхитителя бюджета и не выпускать его до оглашения приговора (смеется).
      
       Олег Гулевский
       Областная газета
       Фото: Николай Рютин
 

Коллеги

Василий Алексеевич! С Днем рождения Вас!!! здоровья Вам множество и успехов в делах!!! Вы замечательный человек и лучший руководитель в КСП области!!! Удачи Вам!!!

0 0

16.01.2013 9:08:23

О, архив!

Ответ на сообщение - Марисоль

Это откуль же текст аж за 2008 год?

0 0

22.11.2012 21:12:22

Марисоль

Лучший и единственный председатель КСП области!!! респект ему!!!

0 0

22.11.2012 16:12:17

вверх