Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Рыков Виктор

      МИНРЕГИОНРАЗВИТИЯ ВЫСОКО ОЦЕНИЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАШЕГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА
      
       В последнее время предприятия Иркутской области все больше средств тратят на инновации. В прошедшем году доля таких вложений увеличилась на четверть. При этом в основном деньги направляются на приобретение нового оборудования и освоение передовых технологий. Серьезную помощь в подготовке инновационных проектов, их научной и финансовой экспертизе, а также продвижении на рынок предприятиям оказывают успешно развивающиеся в регионе технопарки и бизнес-инкубаторы. Но все же есть факторы, которые сдерживают внедрение инноваций в экономику Приангарья. О перспективах и проблемах в этой сфере газете "Областная" рассказал директор департамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области Виктор Рыков.
       - Постепенно бизнес приходит к мнению о том, что развивать инновации - выгодно, и начинает вкладывать деньги в это направление. Областные власти инициируют и поддерживают различные проекты в этой сфере. Почему же тогда общая доля затрат на инновации в валовом региональном продукте так низка - чуть более 1,5%?
       - Относительно других регионов это очень даже неплохая цифра. В Сибирском федеральном округе по данному показателю мы являемся лидерами, а по России занимаем 15-е место. Во-первых, это связано с реализацией в Приангарье крупных промышленных проектов. А во-вторых - конечно же с обновлением материально-технической базы предприятий и освоением передовых технологий с целью повышения эффективности производства. Сегодня у нас разработкой и внедрением инноваций занимаются более 30 крупных промышленных предприятии, более 60 инновационных предприятий малого и среднего бизнеса, 14 академических институтов, более 20 прикладных научно-исследовательских и проектных институтов, а также многие вузы и их филиалы.
       - И все-таки - что сдерживает рост темпов и объемов внедрения инноваций в экономику и социальную сферу области?
       - Главным таким фактором, как ни странно, являются особенности структуры промышленного комплекса региона. Вы знаете, что Иркутская область имеет ярко выраженную "сырьевую" направленность, а ее крупные предприятия, к сожалению, подчинены технологической политике вертикально-интегрированных компаний, в которые они входят, а потому - ориентированы на импортные технологии: В 2007 году наш департамент направил предложения об участии в разработке мероприятий по развитию инноваций во все крупные инновационные предприятия региона. Отклик пришел только от Ангарского азотно-тукового завода. Мы понимаем, что структуру производства в регионе в одночасье не изменить, - она обусловлена множеством факторов, в том числе и природных. Кроме того, наши крупные промышленные предприятия имеют четко определенные направления деятельности. Поэтому мы считаем, что на первом этапе основное внимание властей должно быть сконцентрировано на предприятиях малого и среднего инновационного бизнеса, которые более оперативно и гибко реагируют на потребности рынка.
       - В отличие от бизнесменов большой шаг вперед в инновационной деятельности сделали наши ученые. По крайней мере, основная часть исследований и разработок - 92% - выполняется организациями академической и отраслевой науки. Планируете ли вы увеличивать областной госзаказ в этом направлении?
       - К сожалению, в 2008 году на прикладные исследования и разработки в бюджете области предусмотрено в три раза меньше средств, чем в 2007-м, - всего 5 миллионов рублей. Хотя заявок нам поступило на 47,5 миллиона. Причем некоторые из них имеют для области стратегическое значение, например программы развития лесопромышленного и топливно-энергетического комплексов. Мы, безусловно, будем продолжать формировать этот областной госзаказ - но уже с учетом приоритетных для региона направлений. Кроме того, традиционно на конкурсной основе будут поддерживаться наиболее значимые и эффективные инновационные проекты с использованием механизмов частно-государственного партнерства. В 2007 году на их реализацию из областного бюджета было выделено 9,35 миллиона рублей, в этом запланировано 10 миллионов. Ожидаемый эффект от внедрения этих проектов в экономику области составляет более 30 миллионов рублей в год.
       - Но, внедрив новые технологии в производство, необходимо эффективно с ними работать. Как в области обстоят дела с кадрами для инновационной сферы?
       - Их сегодня готовят три вуза - Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутский государственный технический университет и Байкальский государственный университет экономики и права. Кроме того, в Приангарье вот уже три года при нашей поддержке функционирует Региональная школа инновационного менеджмента, в которой проходят переподготовку и повышают квалификацию кадры из научно-образовательной среды и сферы бизнеса.
       - С чем связано недостаточное развитие инновационной инфраструктуры в Приангарье?
       - Одной из причин является отсутствие в регионе механизмов венчурного финансирования. Но все же в этом направлении мы за последний год значительно продвинулись вперед. При поддержке администрации области были созданы Байкальский центр трансфера технологий и Байкальский коучинг-центр венчурного предпринимательства. Дальнейшее развитие инфраструктуры инновационной системы области будет осуществляться посредством привлечения венчурных инвестиций в инновационные проекты в первую очередь за счет средств венчурных фондов, собственных средств организаций и ресурсов целевых программ. Также мы планируем создавать на базе наших вузов и НИИ технопарки и бизнес-инкубаторы, привлекая к этому процессу крупные предприятия.
       - Расскажите о деятельности существующих подобных структур. Есть ли уже какие-то конкретные результаты?
       - В настоящее время Иркутский областной инновационный бизнес-инкубатор (ИрИнБИ) загружен работой и заполнен на 100%. В прошлом году на конкурсной основе его 45 офисных помещений были распределены между 34 представителями малого предпринимательства. Ими создано 150 рабочих мест и произведено товаров и услуг на 30 миллионов рублей. Для резидентов инкубатора мы провели 35 обучающих семинаров и круглых столов на такие темы, как управление наукоемким предприятием, привлечение финансирования и т. д. В целом заместитель министра регионального развития Камиль Исхаков очень высоко оценил деятельность ИрИнБИ. В этом году мы планируем создать на территории инкубатора производственные площади для его резидентов, а также разработать и ввести формы обязательной отчетности - по видам деятельности, по развитию инновационных проектов и финансовым показателям.
       Технопарков у нас два. Один принадлежит ИрГТУ и включает в себя 16 предприятий наукоемкого бизнеса; семь региональных структур; восемь IT-структур; восемь проблемных, исследовательских и испытательных лабораторий; 17 учебно-научно-производственных центров; два проектных бюро; инкубатор малого бизнеса и другие структуры по коммерциализации разработок. В этом мощном комплексе университет выпускает свою продукцию в виде готовых к промышленному применению изделий. Это мини-обогатительные заводы, тепловые приборы, печи для утилизации биологических отходов, продукция химико-металлургического комплекса, а также строительные материалы типа нанобетона.
       Автономная некоммерческая организация "Иркутский областной технопарк" зарегистрирована на базе двух вузов - Сибирского института права, экономики и управления и Иркутского государственного университета путей сообщения. Она работает ровно год и поэтому находится на начальной стадии развития. Здесь реализуются следующие направления: создание банков данных инновационных идей, разработок, проектов, а также заказов на инновационные разработки; глубокая переработка древесины на базе учебно-производственного комбината; развитие информационных технологий.
       Сейчас рассматривается вопрос создания третьего технопарка - на базе Иркутского научного центра СО РАН. В нем будут реализовываться проекты академических институтов. Среди них производство средств электронно-вычислительной техники, сетевого оборудования (Институт динамики систем и теории управления СО РАН), экспериментальное производство лазерной техники, электронно-оптических систем (Иркутский филиал Института лазерной физики СО РАН), организация питомника растений на основе элитного биологического материала (Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН) и т.д.
       - Что сегодня делается для разработки нормативно-правовой базы, касающейся инновационных технологий и продукции?
       - К сожалению, мы не имеем федерального закона об инновационной деятельности, четко определяющего механизмы государственной поддержки. Нет и федерального закона о передаче технологий, определяющего механизмы коммерциализации результатов научной деятельности, полученных за счет бюджетных средств. Отсутствуют правовые акты, стимулирующие создание при НИИ и вузах малых инновационных предприятий. С предложениями об их создании мы неоднократно обращались в Министерство образования и науки и комитет по образованию и науке Госдумы через депутата Сергея Колесникова. К сожалению, пока все эти законы существуют только в виде проектов. Между тем на областном уровне разработана концепция развития инновационной деятельности на период до 2020 года, которая является научно-методическим обеспечением программы развития инновационной деятельности на среднесрочную перспективу.
      
       Оксана Хлебникова
       Фото: Ларисы Федоровой
       Областная газета
 
вверх