Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Васьков Владимир

Шахматная партия с налогоплательщиком 
 

Владимир Васьков       
Руководитель управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, кандидат экономических наук.
      
       --Владимир Леонидович, много говорится о проблемах консолидированного бюджета области года уходящего и года грядущего, как все-таки обстоят дела?
       --Все, о чем мы говорим публично ли, в профессиональном кругу, мы можем подтвердить и доказать расчетами и цифрами. Должен сказать – у нас школа колоссальная. Каждый год мы выезжаем в министерство на защиту бюджетных назначений. Думаю, что это зрелище гораздо эффектнее тех предвыборных дебатов, которые мы только что наблюдали, но конечно, конкретнее и предметнее. В дебатах с профи нашего министерства мы доказываем свои расчеты до долей процента. Также до долей процента подтверждаются наши расчеты по исполнению доходной части бюджета области, представленные в конце прошлого, начале нынешнего года. Мы каждый месяц сообщаем прессе о том, как идет процесс сбора налогов, информация об этом выставляется в специальном разделе нашего сайта, не единожды говорили о завышенной налогооблагаемой базе этого года , последняя информация вызвала поток голословных и эмоциональных обвинений в наш адрес, но это как говорится, пусть останется фактом не нашей биографии, тем более , что к бюджету это ничего не прибавит. А фактом нашей биографии является следующая картина по сбору налогов на текущий момент: В январе-октябре текущего года в консолидированный бюджет области с учетом доходов территориального дорожного фонда мобилизовано 16,4 млрд. рублей, из них непосредственно в областной бюджет 8,7 млрд. руб. Кроме того, доходы территориального фонда обязательного медицинского страхования составили 1,5 млрд. рублей.
       Замечу также, что сумма обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами, поступившая в текущем году в консолидированный территориальный бюджет на 2 млрд. руб. или на 15% превышает уровень платежей января-октября 2002 года.
       При этом выполнение плана 10 месяцев (с учетом платежей территориального дорожного фонда) составило 94,7% или 75,6% к годовому плану.
       --Что же так «портит» картину?
       --Наибольшие проблемы в текущем году, и это уже притча во языцех, возникли с заданием по налогу на прибыль и налогу на имущество предприятий и организаций. Отставание по ним составило 1653,7 млн. рублей. Частично нам удалось компенсировать эту дыру за счет превышения задания по другим налогам, но в полном объеме перекрыть контрольной работой и погашением недоимки многократное превышение планового задания над начисленными суммами невозможно.
       Так, в январе-октябре т.г. при начисленных к уплате в бюджет 1886 млн. рублей налога на имущество предприятий мобилизовано 1912 млн. рублей (уровень собираемости равен 101,4 процента) . Плановое задание на 321 млн. руб. превышает начисленные суммы. По налогу на прибыль следующая ситуация. За январь-октябрь т.г. начислено к уплате в доле консолидированного бюджета области с учетом сумм, доначисленных в результате контрольной работы налоговых органов, а также с учетом пени и налоговых санкций - 2392 млн. рублей (в т.ч. 852 млн. руб. доначислено). Мобилизовано 2684 млн. руб., в том числе 488,5 млн. руб. взыскано в результате контрольной работы. При этом, плановое задание на отчетный период в размере 4 млрд. руб. на 1650 млн. руб., или на 70% превышает начисленные суммы.
       Превышение фактических поступлений над начислениями - это платежи крупнейших предприятий области, произведенные по договоренности с областной администрацией и не подтвержденные впоследствии начислениями. На 1 ноября т.г. такая переплата составила 774 млн. рублей, (увеличение за октябрь 773,9-712,5=61,4). Это означает, что «живых» денег от этих плательщиков мы не получим не только в 4 квартале 2003 года, но, возможно, и в следующем году. Мы, конечно, понимаем, что связано это было с погашением долгов по зарплате перед бюджетниками, но как вы видите, перекос в доходной части бюджета этого года возник значительный, выправить который очень непросто. Это только по законам анекдота дважды два может быть пять, мы же опираемся на законы арифметики.
       --Уточните, пожалуйста цифры переплат?
       --На начало года переплата по налогу на прибыль в консолидированный бюджет области по крупнейшим налогоплательщикам составляла 392,7 млн. рублей. Эти средства не поступили в доход областного бюджета в 1 квартале текущего года, в результате план 1 квартала был не реальным для исполнения.
       Тем не менее, Законом от 05.11.2003 № 50-оз «О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2003 год», поступления по налогу на прибыль только в доле областного бюджета увеличены еще на 16 млн. рублей. По нашей оценке реальный объем поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет области составит в 2003 году 2 млрд 867 млн. рублей, а не 4 млрд 658 млн, записанных в план. Уже второй год действует 25 глава Налогового кодекса о налоге на прибыль, которая значительно снизила налоговую нагрузку на налогоплательщиков.
       В результате камеральных и выездных налоговых проверок предприятий и организаций за январь-сентябрь текущего года в консолидированный бюджет области дополнительно взыскано 835 млн. руб. Это и есть те самые сусеки, по которым в рамках полномочий налоговой службы возможно поскрести, чтобы дополнительно пополнить доходную часть бюджета.
       --Скажите, есть зависимость между федеральным и консолидированным бюджетом?
       --Прямая. Поступления в консолидированный бюджет области и целевые фонды зависят от работы налоговых органов с предприятиями по возмещению налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам и золотодобывающим предприятиям. А вы знаете, что наш регион – экпортно- ориентированный. В рамках НК возврат средств на расчетные счета производится только при отсутствии недоимки по налогам и сборам, как в федеральный бюджет, так и в областной. При наличии недоимки по налоговым платежам она может быть зачтена по заявлению плательщика суммами НДС к возврату. Так, в январе-октябре т.г. перечислено из федерального бюджета и зачтено в счет погашения недоимки по налогам и сборам в территориальный бюджет 228 млн. руб., в том числе экспортерам -104 млн. рублей. Платежи крупнейших экспортеров таких как, БрАЗ, ЦКК, Игирма-Тайрику, Корпорация «Иркут», БЦБК, «Саянскхимпласт», ПО УИ ЛПК обеспечивают более 13% общего объема поступлений в консолидированный бюджет области.
       --В последнее время много говорят о крупных компаниях, уводящих налоги за пределы нашего региона, чем характеризуется эта ситуация?
       --В сфере промышленного производства наблюдается увеличение числа интегрированных структур – многоотраслевых холдингов. Это происходит в полном соответствии с действующим законодательством. Собственниками данных предприятий являются крупные финансовые группы, банки и компании. В Иркутской области это ЮКОС, концерн Русский алюминий, СУАЛ , СУТЭК, «Илим Палп Интерпрайз» и др..
       Управляющие компании, как правило, находятся за пределами области, и соответственно, состоят на налоговом учете в других субъектах Российской Федерации. Ставить вопрос об этом в плоскости – кто виноват? Непродуктивно. Ответ будет простым и однозначным – плательщик имеет право. Гораздо логичнее задать вопрос таким образом – что делать?
       Наш опыт работы с интегрированными структурами показывает, что они создаются вовсе не с благими намерениями - увеличить налоговую базу региона. Их стратегия - прибыль и полный контроль над добычей, переработкой и реализацией, включая политику ценообразования.
       Для того, чтобы управляющие компании данных структур регистрировались, вставали на налоговый учет в области и, соответственно, здесь становились плательщиками, необходима грамотная, продуманная стратегия развития региона, создание благоприятных экономических условий для расширения производства, поиск вариантов взаимовыгодного сотрудничества, и эта непростая задача - в компетенции администрации области, также как и консолидация всех сил для выработки соответствующей стратегии.
       --Процесс укрупнения, слияния бизнес-структур продолжается? Какие проблемы он приносит?
       --В 2002 году в связи с образованием новой холдинговой структуры произошло поглощение одного из основных налогоплательщиков региона ОАО «Электросвязь». Несмотря на то, что в России есть положительная арбитражная практика о правопреемственности требования уплаты доначисленных в ходе проведенных налоговыми органами проверок сумм налогов, пени и штрафов, Арбитражный суд Иркутской области приостановил решение УМНС России по Иркутской области и УОБАО на том основании, что ОАО «Сибирьтелеком» г. Новосибирск, поглотившее ОАО «Электросвязь» Иркутской области , не является в данном случае правопреемником ОАО «Электросвязь». В результате в бюджетную систему недопоступило 43,9 млн. рублей, 27 тыс. долларов США и 918 тыс. японских йен, в том числе бюджет области потерял 30 млн. рублей. Мы, конечно, не остановимся на достигнутом, и уверены, что апелляция будет в нашу пользу.
       Должен сказать, что неувязки между налоговым и арбитражным законодательством несут в себе серьезные потери для бюджета. За 9 месяцев текущего года арбитражными судами приостановлены платежи на общую сумму 1421,2 млн. рублей, 27 тыс. долларов США и 918 тыс. японских йен. Практика показывает, что многие плательщики за время приостановки получают возможность перевести имущество на вновь созданные фирмы. Некоторые подобные дела тянутся годами, следовательно, полученные в конце - концов налоги попадают под инфляцию.
       --Всегда в нашем регионе была серьезной проблема существования гидролизных заводов, как обстоят дела сегодня?
       --Мы уже сообщали, в том числе в СМИ, что сегодня предприятие-производитель алкогольной продукции «Кедр» и гидролизные заводы переданы на налоговый учет в межрегиональную инспекцию №3, которая находится в Москве. Для размышления приведу такие цифры объемы производства спиртосодержащей продукции в нашем регионе в 2,5 раза превышают объем алкогольной продукции и ликеро-водочных изделий. А что такое спиртосодержащая продукция местных гидролизных заводов? Жидкость для ванн «Мечта» и средство для разжигания костров «Турист» с содержанием спирта до 88%, выпускаемая Бирюсинским гидролизным. Растворитель «Родон» и средство против обледенения «Находка», содержание спирта в котором – 92,5 %. Как вы думаете для кого это- находка от Тулунского гидролизного?
       --С какими проблемами приходится сталкиваться со сбором единого социального налога?
       --В течение 2002 – 2003 годов идет постоянный рост недофинансирования бюджетных учреждений из местных бюджетов по статье 110200 «Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По состоянию на 14.11.2003 задолженность по налогу достигла 551 млн. рублей . Долг по заработной плате погашается, долг по ЕСН катастрофически растет со всеми вытекающими отсюда последствиями. Многие бюджетные организации лишаются права реструктуризации задолженности во внебюджетные социальные фонды, для них восстанавливается недоимка и возобновляется начисление пени по указанным платежам, хотя при выполнении условий реструктуризации, а это уплата текущих платежей, они имели реальный шанс избавиться от накопившейся недоимки в Государственные внебюджетные фонды, списав 85% пени и штрафов. Среди них центральная районная больница в Бодайбо, социально-реабилитационный центр «Доверие» в Тулуне, социальный приют «Гнездышко» в Шелехове, всего 182 организации, и это, конечно, очередная головная боль.
       --Как вообще обстоят дела на сегодня с долгами , недоимкой в бюджет?
       Большую долю, а именно 62%, в объеме недоимки занимают предприятия ЖКХ, сельхозпредприятия, организации, находящиеся в процедуре банкротства и предприятия, не представляющие или представляющим «нулевую» отчетность. Такая недоимка при веем нашем желании, является невозможной к взысканию.
       Списание задолженности по организациям не представляющим или представляющим «нулевую» отчетность возможно только после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности такого предприятия после его ликвидации.
       Как правило, Арбитражный суд Иркутской области по исковым заявлениям налоговых органов возлагает процедуру ликвидации на учредителей юридического лица, которые на момент принятия решения отсутствуют, что не позволяет службе судебных приставов их установить. Кроме того, большинство подлежащих ликвидации организаций, не осуществляют деятельность длительное время, не находятся по месту, указанному в учредительных документах, и таким образом при наличии задолженности относятся к отсутствующим должникам, процедура банкротства которых также является сложной. Складывается тупиковая ситуация, которая требует решения на федеральном уровне путем внесения изменений в действующее гражданское законодательство, упрощающих саму процедуру ликвидации.
       Все то, о чем я говорил, тот круг вопросов и те камни преткновения, о которые приходится спотыкаться при решении многих проблем по исполнению доходной части бюджета. Убрать эти камни в большинстве случаев вовсе не Сизифов труд. Требуется более плотное взаимодействие всех ветвей региональной власти. Те , кто объединяются , всегда выигрывают по сравнению с теми, кто разобщен. Администрация, Законодательное собрание и федеральные структуры должны сотрудничать - это залог стабильной и развивающейся ситуации в регионе, ведь все понимают, что необходимо интенсивно развивать экономику. Экстенсивные методы себя исчерпали, в чем мы до рубля убедились при выполнении доходной части бюджета этого года. Либерализацией налогового бремени такую игру цифр, которую мы имеем сейчас при планировании бюджета, не объяснишь! Поэтому будем надеяться , что те инвестиционные проекты, о которых так много сейчас говорится, действительно станут реальностью. Для нас это очень важно, потому что наше дело - собирать налоги.
       --Что помогает этим заниматься?
       --На самом деле в нашем деле с утра до вечера требуется напряженное внимание, скрупулезный расчет и просчет ситуации, это можно сказать перманентная шахматная партия с налогоплательщиком , в которой нельзя расслабляться. Поэтому очень важно, кто рядом с тобой занимается этим каждодневным трудом. Я уважаю людей трудоголичных, увлеченных, ответственных, острых на реакцию. Сама система отбирает таких, другие просто не выдержат, не впишутся в наш ритм . Мне нравится «выращивать» специалистов, нагружать их ответственностью и новым фронтом работ. Меня радует, когда они расправляют плечи, перестают быть исполнителями, а берут инициативу и ответственность на себя.
       В нашем деле очень важен тыл, пристрастия или как принято говорить, хобби, но я не политик и о таких вещах публично говорить не люблю. У налогового инспектора должна быть своя личная тайна, не только налоговая.     
 
вверх